Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Когда уйдем со школьного двора

образование среднее образование воспитание школьные программы

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 103

OFFLINE   Елена (СПб)

Елена (СПб)

    Завсегдатай

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 1 510 сообщений
  • Регистрация 15-Июнь 13
  • ГородСанкт-Петербург
  • Страна: Country Flag

Отправлено 30 Сентябрь 2013 - 20:01

Нетленка

PH55 , нет, я не считаю, что чиновник знает лучше, я только могу судить, что по каждому году образования средней школы было от 4 до 7 учебников за разным авторством... а уж как они материал выкладывают, это как раз то, что было приедено выше - темы непоследовательны и одна из другой не вытекают, и тому подобное..


  • 1

Не знаю, у кого и спросить, но почему лица, которые всегда были обслугой светского общества ( актеры, певцы, парикмахеры, портные, газетчики и прочие), вдруг стали светским обществом? (с баша)

 


OFFLINE   Муркелла

Муркелла

    Член Союза ТА

  • Модератор Терры
  • PipPipPipPipPip
  • 1 375 сообщений
  • Регистрация 15-Июнь 13
  • ГородМосква
  • Страна: Country Flag

Отправлено 01 Октябрь 2013 - 00:24

Нетленка

Я буду защищать современную школу - во всяком случае, ту в которой учится мой пистон. :angel-nimb:

Когда он туда пошел в 1-й класс - оказалось мы попали на московские новшества и в некоторых школах (в нашей в том числе) ввели новую программу "Школа 2100".

Так как мы шли в первоклашки и вообще - хорошо что нас в школу-то взяли, немосквичей!! - особо и не выпендривались.

Потом, через год - я была свидетелем на собрании, когда 3-4 родителей требовали, вы только вслушайтесь в эти требования - не давать домашние задания на дом! дети не успевают, устают, им трудно и пр... Убила начисто фраза "Чо наши дети должны быть впереди планеты всей?!"

Учитель предложила им - еслм дети не тянут, перейти в любую другую школу, а у нас "вот так".

Я тоже не выдержала и выступила - Если сейчас мы не скажем детям что они "впереди планеты", то потом ВЫ будете их подталкивать в жизни, но уже бестолку.

Эти мамы-папы зависли в своем времени обучения - им непонятно ЧТО сейчас дают детям и они их тупенько жалеют - чем собственно и делают своим чадам ПЛОХО!

Дети - такой благодатный материал, тем более сейчас, когда схапали и Инет с пеленок и комп под соску - надо этим пользоваться и не тормозить а направлять.

 

Лично я своему пистону - который, кстати, на компе в игру резался крутейше начал раньше чем говорить :cheesy:  - постоянно подсовывала книги более взрослые и даже компьютерные развивающие игрушки так сказать с запасом: когда ему было 6 - игрушки с пометкой "7-8", когда 8 - с пометкой "9-10"... и так далее.

В итоге пистон придя в школу - знал и дроби (и те и те) и уже астрономию и физику и геометрию и еще много чего...

Учитель даже со смехом нас укоряла - Ну вот зачем объяснять ребенку 2-го класса что есть отрицательные числа? Я уж молчу про химические формулы и частицы тахионы. Он знает больше меня получается - я говорю, а он выступает с дополнениями "Нет! А вот так!"

 

Так я чОтко отслеживаю программу, которая пистону дается в школе - у меня к ней нет никаких претензий.

Вплоть до правильности освещения истории вообще и истории России.

И литература в том числе - ну да, убрали соответственно времени некоторые произведения...

Но что мешает их читать дома? Мы именно так и делаем - Гайдара в школе нет, а сын прочел его почти всего дома.

Плюс не забывайте - школа дает по школьной программе...

Но там нет того же - Крапивина, а его нужно читать ВСЕМ детям - обязательно!!

Родители не должны стоять в стороне - иначе потерять связь Я-Ребенок.

 

Вот сейчас у нас две школы рядом стоящие объединили - при этом стоящая отдельно была школой элитной, с повышенным уровнем изучением английского. Так после объединений получается стало две-ОДНА школа с этим повышенным уровнем.

Нет, ребята, я слежу за своим шнурком в три бинокля - и мне его образование и учителя весьма по нраву. :cleanglasses:

 


  • 5
История делается на наших глазах, просто мы часто считаем, что это не наше дело...

OFFLINE   PH55

PH55

    Интересующийся

  • Пользователь
  • PipPip
  • 294 сообщений
  • Регистрация 01-Сентябрь 13
  • ГородПриозерск
  • Страна: Country Flag

Отправлено 01 Октябрь 2013 - 01:48

Нетленка

ДА. Об этом камрад number и написал всего лишь на предыдущей странице. Процитирую выдержки, но всем советую целиком прочитать исходный пост.

 

Я читал. Но беда в том, что все дети разные, как по способностям, так и по наклонностям. Разных детей нужно учить по-разному. Всё же стандартная программа до 9-го класса и вариативная (слово-то какое, но другого я не придумал) после - это некий компромисс. Вот не даётся ребёнку математика, к примеру, хоть ты тресни. Он-то и дроби с трудом освоил, а его производными загружают по полной программе. Какие там производные - он далёк от этого. Но учить нужно всех детей без исключения.

 

 

И тут у меня лирическое отступление. Разговор об образовании нужно начинать, так сказать, сначала. Для чего вообще нужно учить детей? Очень многие считают, что для того, чтобы привить какие-то конкретные навыки. Но каждый знает, что практически нечто, что он изучал в школе, в жизни ему не понадобилось. Зачем 90% людей нужны квадратные уравнения и предельные углеводороды? А ведь всему этому детей учат, всё это впихивают в его голову. Цель образования совсем другая. Обратите внимание, что ребёнку дают не просто набор знаний - ему дают систему знаний, некую упорядоченную и систематизированную структуру. Не просто описание животного и растительного мира, а эволюционную теорию развития организмов. Не просто исторические факты, а их взаимосвязь, причины и следствия. Ребёнку как бы показывают на примерах, как можно стрктурировать и систематизировать этот огромный и сложный мир. Не всё это ему в жизни пригодится, даже наверняка большая часть того, что он изучает в школе, в дальнейшем ему не понадобится. Но у него вырабатывается навык системного восприятия окружающего мира, даже если сам он этого не подозревает.

 

Этим, кстати, и отличается коренным образом наше образование от западного. Болонская система, ЕГЭ и прочие западные прибамбасы - это всё ерунда. Вузы отчитались, что у них теперь магистры и бакалавры, но практически ничего не изменилось. Наше общество здорово умеет видоизменять всякие иностранные примочки под себя, вплоть до полной неузнаваемости первоисточника. Самое главное достоинство нашего образования, то, чем мы по праву гордимся, это его мировоззренческий характер. Западное образование предметно-конкретное - наше мировоззренческое. Это мой термин - он означает, что у нас задача научить чему-то конкретному, не является самой главной. Представьте себе ПТУ, где готовят сварщиков. С чего начинается обучение? Пацанов садят в класс, и рассказывают им про постоянный ток, переменный, трёхфазный, магнитную индукцию и пр. Это же те, кто с трудом 8 классов окончил, но им всё равно всё это впихивают. Толку, быть может, от этого мало, но такова система. На западе поступают проще: вот ящик жёлтого цвета, вот кнопка "Вкл.", вот ручка - что-то там устанавливаем, и вот сюда тыркаем. В чём преимущество такой системы? Она экономичная, нет нужды давать избыточные знания. В чём недостаток? Если такому сварщику попадётся сварочный аппарат другого типа, то его нужно будет переучивать заново.

 

 

Так вот, учить нужно всех, но вовсе не обязательно одному и тому же. Если ребёнку плохо даётся математика, то нет смысла его пичкать ею до упора. Необходимо дать некий обязательный базовый уровень, а освободившиеся часы уделить чему-то другому. Литературе, например. Ведь фактически наши школьники пробегают литературу галопом -мало что остаётся в голове и в сердце. А ведь это обширнейший пласт нашей культуры, там изучать и изучать, там масса неизведанного, недопонятого и не понятого. Зачем ребёнка пичкать интегралами, которые он никогда в жизни не осилит, если он способен разобраться в творчестве Толстого, а не просто прочесть краткое изложение романа "Война и мир"? Мы будем иметь двух учеников: один хорошо знает математику, другой - русскую литературу. И там, и там есть пища для ума, есть о чём думать и рассуждать, есть куда расти. А иначе мы имеем двух учеников которые слегка знают математику и слегка знают русскую литературу. Кроме того, один в результате возненавидит литературу, а другой - математику.


  • 2

OFFLINE   number

number

    Интересующийся

  • Пользователь
  • PipPip
  • 218 сообщений
  • Регистрация 21-Июнь 13
  • ГородТольятти
  • Страна: Country Flag

Отправлено 01 Октябрь 2013 - 10:47

Нетленка


Необходимо дать некий обязательный базовый уровень, а освободившиеся часы уделить чему-то другому.

Вы сами продвигаете то, с чем пытаетесь спорить :)

Разница только в том, что вы обязательный базовый уровень устанавливаете на уровне арифметики, а Спекулянт (в том числе и ссылаясь на меня) - на уровне алгебры.

Я могу пояснить почему мы при проектировании Системы сошлись на том, что обязательный базовый уровень по всем направлениям должен быть достаточно высок. Дело опять же в том, что хоть дети и разные (безусловно, и получаться должны из них разные люди), но даже в 8-9 классе лишь единицы твердо уверены в том какое именно дальнейшее направление развития им необходимо. Большинство же или "в поиске" или просто "ну ее нафиг эту учебу". Проведя несколько экспериментов по выборам учениками средней школы (9 класс) нескольких предметов для изучения в следующем учебном полугодии получили ожидаемые неутешительные результаты: 90% выбирают по принципу "где будут меньше грузить". То есть ситуация получается такая: вводя низкий обязательный базовый уровень и, как следствие, большую степень вариативности на усмотрение ученика мы получаем только 1-2% "звезд" - ребят знающих чего хотят и стремящихся к чему-то, которые получат то, что им нужно, но не факт (Так как если двое из школы выберут квантовую физику, а все остальные - хореографию, то ради двух учеников программу никто реализовывать не будет - все пойдут танцевать). Еще 3-4% детей свободно осилят все, что им будет предложено и получат (часто под давлением родителей) примерно тот самый "высокий обязательный базовый уровень". А вот из остальных получатся только хипстеры, способные сидеть в офисе(читай в твиттере и фейсбуке) и писать, считать там с грубыми ошибками (хотя и имеющими хороший навык стрип-пластики чтобы в клубе было не стыдно).

Вместе с тем, по проекту, высокий обязательный базовый уровень не должен обеспечиваться высокой временной загрузкой (у нас была отдельная большая работа по методам, средствам и формам, подобранным даже не по-предметно, а практически по-темно). У ученика должно быть время для свободного посещения факультативов (а факультатив, даже по квантовой физике, вполне может успешно функционировать для десятка детей с 3-4 школ) и он не должен быть перегружен. Ну это еще одна большая ошибка, сделанная минобром 6-7 лет назад, когда выяснилось, что ученики перегружены по нормам санпина и начали тупо резать часы, не задумываясь о смене формы проведения этих часов.


  • 4

Festina lente

 


OFFLINE   PH55

PH55

    Интересующийся

  • Пользователь
  • PipPip
  • 294 сообщений
  • Регистрация 01-Сентябрь 13
  • ГородПриозерск
  • Страна: Country Flag

Отправлено 01 Октябрь 2013 - 12:27

Нетленка

Вы сами продвигаете то, с чем пытаетесь спорить :)

Разница только в том, что вы обязательный базовый уровень устанавливаете на уровне арифметики, а Спекулянт (в том числе и ссылаясь на меня) - на уровне алгебры.

Я могу пояснить почему мы при проектировании Системы сошлись на том, что обязательный базовый уровень по всем направлениям должен быть достаточно высок. Дело опять же в том, что хоть дети и разные (безусловно, и получаться должны из них разные люди), но даже в 8-9 классе лишь единицы твердо уверены в том какое именно дальнейшее направление развития им необходимо. Большинство же или "в поиске" или просто "ну ее нафиг эту учебу". Проведя несколько экспериментов по выборам учениками средней школы (9 класс) нескольких предметов для изучения в следующем учебном полугодии получили ожидаемые неутешительные результаты: 90% выбирают по принципу "где будут меньше грузить". То есть ситуация получается такая: вводя низкий обязательный базовый уровень и, как следствие, большую степень вариативности на усмотрение ученика мы получаем только 1-2% "звезд" - ребят знающих чего хотят и стремящихся к чему-то, которые получат то, что им нужно, но не факт (Так как если двое из школы выберут квантовую физику, а все остальные - хореографию, то ради двух учеников программу никто реализовывать не будет - все пойдут танцевать). Еще 3-4% детей свободно осилят все, что им будет предложено и получат (часто под давлением родителей) примерно тот самый "высокий обязательный базовый уровень". А вот из остальных получатся только хипстеры, способные сидеть в офисе(читай в твиттере и фейсбуке) и писать, считать там с грубыми ошибками (хотя и имеющими хороший навык стрип-пластики чтобы в клубе было не стыдно).

Вместе с тем, по проекту, высокий обязательный базовый уровень не должен обеспечиваться высокой временной загрузкой (у нас была отдельная большая работа по методам, средствам и формам, подобранным даже не по-предметно, а практически по-темно). У ученика должно быть время для свободного посещения факультативов (а факультатив, даже по квантовой физике, вполне может успешно функционировать для десятка детей с 3-4 школ) и он не должен быть перегружен. Ну это еще одна большая ошибка, сделанная минобром 6-7 лет назад, когда выяснилось, что ученики перегружены по нормам санпина и начали тупо резать часы, не задумываясь о смене формы проведения этих часов.

 

И такое имеет место быть. Когда лет 10 назад объявили предметы по выбору, ученики такое понавыбирали, что буквально на следующий год от этой затеи отказались. Многие, кстати, и не знают, через какие эксперименты проходила наша школа за последние 20 лет. Был и такой эпизод - разве кто сейчас об этом помнит? И не было тогда ни возмущения родителей, учителя не протестовали - всё было тихо и чинно. Детки наши поголовно выбрали предмет ОБЖ, а физику, например, выбрали единицы. Никакие увещевания учителей, никакое давление на родителей не помогало - хочу ОБЖ, и всё тут. А очень многие вообще отказались от физики (в основном, правда, по той простой причине, что единственная в школе физичка была вообще никакая), но потом выяснилось, что во многие вузы без оценки в аттестате по физике даже документы не принимали.

 

Всё это мы проходили, и именно поэтому, на мой взгляд, и тормозится принятие общеобразовательного стандарта для старших классов. То есть есть идея отставить вариативность образования в старших классах, но так, чтобы не возникло крайних ситуаций, когда ученик выбирает совсем уж бессодержательную программу обучения. Думается, что такое вполне возможно.

 

 

И тут у меня снова лирическое отступление. Ребёнок не в состоянии планировать свою жизнь на сколь-нибудь продолжительный период времени. До пяти лет ребёнок и на полчаса вперёд не думает. Он с лёгкостью даёт любые обещания, потому что вообще не задумывается о том, как их будет выполнять. Торг типа, я тебе сейчас куплю конфету, а ты завтра утром почистишь зубы, вообще для ребёнка бессмысленный. Он может запихнуть разбитую чашку под диван, точно зная, что завтра мама её найдёт - но так это завтра, а завтра для него не существует, он об этом не задумывается. Человек растёт - и увеличивается период, на который он планирует свою жизнь. И уже в глубокой старости человек мыслит не то что годами и десятилетиями - он думает о будущих поколениях. А нам кажется, что он думает о вечности.

 

Какой из этого следует вывод? Вывод простой: ребёнка нужно заставлять учиться. Не обязательно буквально, силовыми методами, можно уговаривать, упрашивать, давить авторитетом, соблазнять сиюминутными выгодами, как-то стимулировать -  как угодно, но он должен учиться. Сам он этого понять не в состоянии. Ребёнок, как река, которая течёт по пути наименьшего сопротивления - река не потечёт в гору, если можно проложить русло в низинке. Поэтому взрослые должны ставить барьеры, плотины, перекрывать ненужные пути - так, чтобы развитие шло в нужном направлении. Я знаю множество случаев, когда ученик где-то в 10 классе осознаёт, что оказывается ему нужно учиться. То есть он созрел, он научился планировать свою жизнь аж на целый год вперёд - а там поступление в вуз. Но тут выясняется, что у него столько дыр в образовании накопилось за все эти годы, что просто не хватает физических сил, чтобы все их ликвидировать. Особенно сложно с математикой, это такой предмет, где практически все последующие знания намертво связаны с предыдущими. Не разобрался, к примеру, в своё время с дробями (а дроби - это всегда барьер, который преодолеть не так просто), и весь последующий материал воспринять очень и очень сложно.

 

Так вот, в 10-11 классах ученик уже достаточно взрослый, чтобы хоть что-то планировать в своей жизни. Но он всё же ещё не достаточно взрослый, чтобы планировать в своей жизни что-то существенное. Мне представляется, что будет некий средний вариант образовательной программы в 10-11 классах (условно назовём его советским), при возможности сокращения этого среднего варианта, для того, чтобы уделить больше внимания какому-нибудь конкретному направлению. То есть большинство, по-видимому, будут иметь именно этот советский вариант, проверенный десятилетиями, но кому-то будет разрешено изучать, например, литературу на базовом уровне, а высвободившиеся часы посвятить математике.


  • 0

OFFLINE   Спекулянт

Спекулянт

    Завсегдатай

  • Модератор Терры
  • PipPipPipPipPip
  • 2 913 сообщений
  • Регистрация 19-Июнь 13
  • ГородТамбов
  • Страна: Country Flag

Отправлено 01 Октябрь 2013 - 14:36

Нетленка


мы при проектировании Системы сошлись на том, что обязательный базовый уровень по всем направлениям должен быть достаточно высок.

 

у нас была отдельная большая работа по методам, средствам и формам, подобранным даже не по-предметно, а практически по-темно)

 

А "мы" это кто? В какой организации Вы работаете, если не секрет, и какую оценку Вашей системе дали большие дяди?


  • 0

OFFLINE   number

number

    Интересующийся

  • Пользователь
  • PipPip
  • 218 сообщений
  • Регистрация 21-Июнь 13
  • ГородТольятти
  • Страна: Country Flag

Отправлено 01 Октябрь 2013 - 14:58

Нетленка

А "мы" это кто? В какой организации Вы работаете, если не секрет, и какую оценку Вашей системе дали большие дяди?

Я уже не работаю в той организации, т.к. организация дезорганизована. Фамилий и названий указывать не буду, т.к. опасаюсь подставить хороших людей. Могу сказать только, что часть команды сейчас работает в Сколково, часть в АНХ. Шансы на реализацию наработанного есть, но для этого необходимо сдвинуть большую массу в минобре. Вопреки распространенному мнению, министерство - это не только министр. 95% решений, не имеющих стратегического значения (или сформулированных как не имеющие ;) ) принимаются замами и зам.замами. А работа, аналитика делается вообще людьми не из министерства. Но надежда есть. Более того, есть люди готовые пробивать и двигать эту болотную массу. Собственно, я еще и потому подробностей не рассказываю, что не имею права от себя обнародовать совместный труд многих хороших людей.

Большие дяди большого интереса к деталям не проявляют, для них одинаково выглядят серьезно проделанная работа и филькина грамота скомпилированная из интернета за два дня. Экспертные советы тоже не из особо трудолюбивых людей: результат экспертизы часто пропорционален внесенным пожертвованиям. Единственное за что возможно зацепиться - личное доверие большого дяди, что предоставленные три килограмма бумаги - не туфта. Насколько я знаю, несколько относительно больших дядь нужным людям доверяют. На этом и строится надежда на реализацию проекта Системы.


Сообщение отредактировал number: 01 Октябрь 2013 - 14:59

  • 1

Festina lente

 


OFFLINE   olga

olga

    Прохожий

  • Пользователь
  • Pip
  • 10 сообщений
  • Регистрация 26-Август 13
  • Страна: Country Flag

Отправлено 01 Октябрь 2013 - 15:02

Нетленка

ФГОС я читала. Он проработан достаточно четко. В этом учебном году выдали учебники 5 класса, все новые, соответствуют ФГОС. Учебники очень неплохие и по содержанию и по качеству исполнения. Но многие родители и учителя считают их избыточно сложными. Уважаемая Муркелла, я не далее как неделю тому назад слышала на собрании :"Зачем нам эти ФГОС, отмените их, детям и так тяжело, дети перегружены". Это, наверное, какой-то уже устойчивый стереотип, что учиться сейчас безумно тяжело. Хотя очень есть много позитивных изменений в образовательном процессе. Та же программа школа 2100. Она сложная, она предполагает, что поступающий в 1 класс должен уметь неплохо читать. Но она интересная, она дает пищу для ума и души. При этом Людмилу Георгиену Петерсон (автор математики 2100) склоняют во всех падежах (хотя она дама).

Я думаю, что сказываетя некоторая инертность школьной системы и четверть века бесконечных экспериментов и реформ. Школе нужно дать передохнуть. Приняли сейчас новый закон об образовании - нужно дать ему работать, приняли ФГОС - не нужно их резко менять или отменять, нужно корректировать, исходя из результатов практического применения.

P.S. а про грамотность, с которой, по-моему, и начался спор о программах, скажу следующее. Безграмотность появляется оттого, что рано начинают изучать фонетику. У многих детей в голове путается транскрипция и орфография. У читающих детей такого обычно не происходит, как мне кажется


  • 3

OFFLINE   _Sasha_

_Sasha_

    Интересующийся

  • Пользователь
  • PipPip
  • 156 сообщений
  • Регистрация 21-Июнь 13
  • ГородПетропавловск-Камчатский
  • Страна: Country Flag

Отправлено 01 Октябрь 2013 - 15:32

Нетленка
О давненько я не заходил.
Много интересного.
Уважаемый камрад number сдается мне вы немного смешиваете понятия - никто не ведет речь о профориентации старших школьников - в старших классах это безусловно невозможно. Но определение склада ума/склонностей на уровне технарь/гуманитарий определяется с высокой степенью достоверности как раз по принципу "где меньше грузят/легче учиться".
И вариативность ФГОСа в старших классах не позволяет ничего особо ориентировать, кроме выбора технического/гуманитарного уклона.

З.ы и на счет экстерната - если не смешивать понятия экстерната с домашним обучением - то экстернат на социализацию влияет весьма слабо. С точки зрения социализации - не критично 7 или 10 лет ты общался с одноклассниками - если ты конечно с ними общался.
А замкнутые люди зачастую и 11 лет проучившись - так и остаются десоциализированными.
  • 2

Рожденный ползать - не мешайся на взлетной полосе.


OFFLINE   PH55

PH55

    Интересующийся

  • Пользователь
  • PipPip
  • 294 сообщений
  • Регистрация 01-Сентябрь 13
  • ГородПриозерск
  • Страна: Country Flag

Отправлено 01 Октябрь 2013 - 16:56

Нетленка

ФГОС я читала. Он проработан достаточно четко. В этом учебном году выдали учебники 5 класса, все новые, соответствуют ФГОС. Учебники очень неплохие и по содержанию и по качеству исполнения. Но многие родители и учителя считают их избыточно сложными. Уважаемая Муркелла, я не далее как неделю тому назад слышала на собрании :"Зачем нам эти ФГОС, отмените их, детям и так тяжело, дети перегружены". Это, наверное, какой-то уже устойчивый стереотип, что учиться сейчас безумно тяжело. Хотя очень есть много позитивных изменений в образовательном процессе. Та же программа школа 2100. Она сложная, она предполагает, что поступающий в 1 класс должен уметь неплохо читать. Но она интересная, она дает пищу для ума и души. При этом Людмилу Георгиену Петерсон (автор математики 2100) склоняют во всех падежах (хотя она дама).

Я думаю, что сказываетя некоторая инертность школьной системы и четверть века бесконечных экспериментов и реформ. Школе нужно дать передохнуть. Приняли сейчас новый закон об образовании - нужно дать ему работать, приняли ФГОС - не нужно их резко менять или отменять, нужно корректировать, исходя из результатов практического применения.

P.S. а про грамотность, с которой, по-моему, и начался спор о программах, скажу следующее. Безграмотность появляется оттого, что рано начинают изучать фонетику. У многих детей в голове путается транскрипция и орфография. У читающих детей такого обычно не происходит, как мне кажется

 

У нас в обществе существует две строго противоположные точки зрения о школьной программе. Одни читают, что она очень сложная - дети её не в состоянии осилить, другие считают, что она очень простая - это приводит к деградации детей. Причём говорят это всё об одной и той же программе. Как такое может быть? На самом деле всё зависит вовсе не от программы, а от учителей. Можно взять учебник Петерсон (реально сложный учебник), и пробежать его по верхам - у-у-у, какую мы сложную программу осилили практически не напрягаясь. А можно по старинному советскому учебнику накрутить так, что никому мало не покажется. Как правило сильные учителя требуют много, и если в одном классе подобралось несколько сильных учителей (а если все такие?), то дети реально перегружены выше крыши. То есть дело вовсе не в программе. Но такого в начальной школе, как правило, не бывает. там один учитель, и он соизмеряет нагрузку, подстраиваясь под средний уровень класса. А вот в средней школе учителя разные, один вообще не представляет, что и в каком объёме задаёт другой. При этом каждый учитель именно свой предмет считает самым важным.

 

Я к чему всё это рассказываю? Нет тут происков злых чиновников от образования. Это вполне реальные и объективные проблемы. Перегруженность учащихся вполне успешно решается, если свести всех учителей вместе, чтобы они хотя бы приблизительно представляли, что дети делают по другим предметам. Учителя же не звери, они просто радеют за свой предмет. Если им аккуратно объяснить, какая нагрузка получается у ученика, то они наверняка пойдут навстречу.


  • 0

OFFLINE   olga

olga

    Прохожий

  • Пользователь
  • Pip
  • 10 сообщений
  • Регистрация 26-Август 13
  • Страна: Country Flag

Отправлено 01 Октябрь 2013 - 20:41

Нетленка

Уважаемый РН55, сейчас есть некоторое разнообразие программ. Для той же начальной школы - т.н. "по Виноградовой", она же обычная и школа 2100. Даже в нашей глухой провинции в каждой школе есть учителя, работающие по той и по другой. Когда же дети переходят к предметникам, то ситуация несколько меняется. У учителя есть возможность работать в каждом классе по программе разной сложности, но не ниже базовой, конечно. Это теория. А на практике - много ли учителей, которые в разных классах готовят один урок в 2-3 вариантах сложности. Такие, конечно, есть. Я сама их видела. Но их мало и учителя перегружены работой, не имеющей отношения к учебному процессу.

И еще хочу заметить. Из своего опыта общения с учителями вижу, что домашние задания сильных, строгих, требовательных учителей отличаются лаконичностью. А педагоги, которые ничего интересного из себя не представляют, любят задать реферат раз в неделю листов на 10-15. Подозреваю, что потом их и не читают.

Объем домашних заданий, кстати, тоже регулируются официально. На одном из собраний учительница показывала нам некий приказ с нормативом. Но он опять же ориентирован на пресловутого "среднего ученика".


  • 0

OFFLINE   Спекулянт

Спекулянт

    Завсегдатай

  • Модератор Терры
  • PipPipPipPipPip
  • 2 913 сообщений
  • Регистрация 19-Июнь 13
  • ГородТамбов
  • Страна: Country Flag

Отправлено 02 Октябрь 2013 - 11:38

Нетленка

Шансы на реализацию наработанного есть, но для этого необходимо сдвинуть большую массу в минобре.

 

Спасибо, интересно. У меня еще вопрос к Вам, как к специалисту. Как правильно мотивировать ребенка хорошо учиться? Например, моего одноклассника в школьные годы родители поощряли после окончания каждой четверти, разумеется, если он получал хорошие четвертные оценки, т.е. покупали игровую приставку, хороший велосипед и пр. Но мне почему-то это кажется неправильным - попахивает американизмом, где во главе угла стоит бабло/потреблятство. Или я не прав?


  • 0

OFFLINE   Елена (СПб)

Елена (СПб)

    Завсегдатай

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 1 510 сообщений
  • Регистрация 15-Июнь 13
  • ГородСанкт-Петербург
  • Страна: Country Flag

Отправлено 02 Октябрь 2013 - 11:47

Нетленка

Спекулянт ,  не совсем согласна - это не потреблядство, если правильно подать: "ты напряжешься и постараешься хорошо учиться, а я напрягусь и куплю тебе велосипед"... может, я и ошибаюсь, но у меня было так (90-е годы)


  • 1

Не знаю, у кого и спросить, но почему лица, которые всегда были обслугой светского общества ( актеры, певцы, парикмахеры, портные, газетчики и прочие), вдруг стали светским обществом? (с баша)

 


OFFLINE   Спекулянт

Спекулянт

    Завсегдатай

  • Модератор Терры
  • PipPipPipPipPip
  • 2 913 сообщений
  • Регистрация 19-Июнь 13
  • ГородТамбов
  • Страна: Country Flag

Отправлено 02 Октябрь 2013 - 12:04

Нетленка
Спекулянт,  не совсем согласна - это не потреблядство, если правильно подать: "ты напряжешься и постараешься хорошо учиться, а я напрягусь и куплю тебе велосипед"... может, я и ошибаюсь, но у меня было так (90-е годы)

 

Может и так. Просто сужу по себе, я всю школьную жизнь учился с повышенной нагрузкой.

 

Из первого класса пошел сразу в третий - во время летних каникул после первого прошел программу второго, сдал экзамены и перескочил в третий.

 

Из третьего в пятый, как подавляющее большинство того времени. Пятый англо-математический спецкласс.

 

После седьмого класса сдавал вступительные экзамены в продвинутую химико-биологическую школу, прошел. Нагрузка была караул, наши лучшие ученики из маленькой Тамбовской школы частенько побеждали московских и питерских ребят на всероссийских олимпиадах. Но учился я без каких-то серьезных материальных поощрений, поэтому я и спрашиваю как правильно, т.к. то что прошло со мной, может не сработать с моим ребенком и его придется как-то стимулировать. Вопрос как правильно.


Сообщение отредактировал Спекулянт: 02 Октябрь 2013 - 12:05

  • 0

OFFLINE   number

number

    Интересующийся

  • Пользователь
  • PipPip
  • 218 сообщений
  • Регистрация 21-Июнь 13
  • ГородТольятти
  • Страна: Country Flag

Отправлено 02 Октябрь 2013 - 12:27

Нетленка

Спасибо, интересно. У меня еще вопрос к Вам, как к специалисту. Как правильно мотивировать ребенка хорошо учиться? Например, моего одноклассника в школьные годы родители поощряли после окончания каждой четверти, разумеется, если он получал хорошие четвертные оценки, т.е. покупали игровую приставку, хороший велосипед и пр. Но мне почему-то это кажется неправильным - попахивает американизмом, где во главе угла стоит бабло/потреблятство. Или я не прав?

Это скорее не ко мне вопрос, а к Янусу Полуэктовичу или к грамотному педагогу. Из меня педагога не вышло. Я - системный аналитик, преимущественно сферы IT с опытом преподавания и управления образовательной программой в вузе. В той команде, о которой я упоминал, были и профессиональные педагоги и методологи, системщики и психологи, айтишники и филологи. Пестрая была команда, но каждый внес весомый вклад в результат.

Если именно мое мнение интересует, то единого способа мотивации просто не существует в силу того, что у разных людей (и детей) разные системы базовых ценностей. Меня в детстве велосипедом мотивировать было совершенно невозможно - у меня не было никакой зависти к владельцам велосипедов или чувства неполноценности. Зато меня можно было заинтересовать информацией, которой никто из моих сверстников не располагал (например о том как устроен тормоз в том же велосипеде и какая классная вещь графитовая смазка), может потому и стал аналитиком - наклонности такие развились.

Прежде чем мотивировать ребенка надо его хорошо узнать. Узнать желания, мечты, интересы, страхи. Только после этого можно подходить к проектированию системы мотивации (и кнуты, и пряники). Я таких интересных экземпляров встречал пока работал с дипломниками в вузе, что на трезвую голову никогда не угадаешь чем их мотивировать. Одному, например достаточно было обещания пригласить на защиту диплома конкретного человека (профессионала способного оценить работу по теме диплома), чтобы мотивировать на серьезную работу над дипломом (обещание было выполнено, профессионал заинтересовался выпускником, сейчас, на сколько я знаю работают вместе). А уж со школьниками, у которых еще и система ценностей не до конца сложилась - однозначно только индивидуальный подход.


  • 3

Festina lente

 


OFFLINE   Янус Полуэктович

Янус Полуэктович

    Завсегдатай

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 4 854 сообщений
  • Регистрация 19-Июнь 13
  • ГородМосква
  • Страна: Country Flag

Отправлено 02 Октябрь 2013 - 13:15

Нетленка

Спасибо, интересно. У меня еще вопрос к Вам, как к специалисту. Как правильно мотивировать ребенка хорошо учиться? Например, моего одноклассника в школьные годы родители поощряли после окончания каждой четверти, разумеется, если он получал хорошие четвертные оценки, т.е. покупали игровую приставку, хороший велосипед и пр. Но мне почему-то это кажется неправильным - попахивает американизмом, где во главе угла стоит бабло/потреблятство. Или я не прав?

Здесь надо учитывать ТИМ ребенка. Бартер типа "хорошо закончишь четверть - купим велосипед" очень неплохо работает с четырьмя интровертными сенсорными ТИМами, но либо развращает, либо просто не срабатывает со всеми остальными. То есть, как обычно и бывает, индивидуальный подход рулит.

 

О, камрад number практически о том же написал, разве что без учета типологии! Ну, значит, я просто чуть более конкретизировал, поэтому оставлю свой пост тоже.

 

PS: кстати, здесь как раз вылезает то, что так возмущает многих камрадов в отношении украинцев. Дело в том, что Малороссия имеет интегральный ТИМ (то есть тип культуры) СЭИ, а Донбасс - СЛИ. Это как раз два из четырех интровертных сенсорных ТИМа, а для них весьма характерно на любую просьбу реагировать вопросом "А что я за это получу?". Вспомните гоголевского кузнеца Вакулу, и его Оксану, которая согласилась ответить на его любовь, только получив золотые черевички, "какие носит сама царица". И Вакула, и Оксана - СЭИ. И осуждать их за эти их особенности так же глупо, как осуждать за цвет глаз или форму носа. 


Сообщение отредактировал Янус Полуэктович: 02 Октябрь 2013 - 13:28

  • 0
Я — это Я, а Ты — это Ты.
Я занят своим делом, а Ты — своим.
Я в этом миpе не для того,
чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
а ты — не для того, чтобы соответствовать моим.
Если мы встpетились и поладили — это пpекpасно.
Если нет — этомy нечем помочь.

                                                           (Ф.Перлз)

----------------------------------------------------------------------

И когда наши девушки сменят шинели на платьица

Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять
                                                              (В.Высоцкий)


OFFLINE   olga

olga

    Прохожий

  • Пользователь
  • Pip
  • 10 сообщений
  • Регистрация 26-Август 13
  • Страна: Country Flag

Отправлено 02 Октябрь 2013 - 15:51

Нетленка

Уважаемый Янус Полуэктович! А нельзя ли рассказать в этой ветке, если есть у Вас возможность, о формировании "внутренней" мотивации. Я пишу в кавычках, так как не знаю для этого правильного термина. Мне мой жизненный опыт подсказывает, что у детей есть тяга к знаниям очень сильная. Но она часто не совпадает со школьной программой. Приведу пример. Если моей дочери-экстерну дать волю, пустить образовательный процесс на самотек, то готовиться к аттестациям она будет в последний момент. Но читать, писать дневник и читательский дневник, что-то изучать, делать какие-то опыты из своего юного физика и химика все равно будет, будет учиться. Вот эту потребность узнавать новое я называю "внутренней" мотивацией.

Покупка велосипедов, постановление в угол - это "внешняя" мотивация. Она действительно очень индивидуальна.

А как работать с "внутренней"? как ее направить в созидательное русло?


  • 0

OFFLINE   PH55

PH55

    Интересующийся

  • Пользователь
  • PipPip
  • 294 сообщений
  • Регистрация 01-Сентябрь 13
  • ГородПриозерск
  • Страна: Country Flag

Отправлено 02 Октябрь 2013 - 17:41

Нетленка

Спасибо, интересно. У меня еще вопрос к Вам, как к специалисту. Как правильно мотивировать ребенка хорошо учиться? Например, моего одноклассника в школьные годы родители поощряли после окончания каждой четверти, разумеется, если он получал хорошие четвертные оценки, т.е. покупали игровую приставку, хороший велосипед и пр. Но мне почему-то это кажется неправильным - попахивает американизмом, где во главе угла стоит бабло/потреблятство. Или я не прав?

 

Не специалист, но мнение своё выскажу.

 

Вообще не стоит зацикливаться на оценках. Школьная оценка имеет весьма локальный характер. То есть она имеет смысл только в рамках определённого класса. В параллельном классе те же самые оценки могут иметь другой смысл, а уж в другой школе и подавно. То, за что в одном классе ученику ставят "пятёрку", в другом и на "тройку" может не потянуть. Это знают все, и учителя, и ученики, и родители, поэтому нет смысла превозносить значение оценок.

 

У моей знакомой сын учился в школе так себе. Причём парень был умный, но не нужно ему всё это было. Нет, в итоге он всегда имел итоговые "четвёрки" и "пятёрки", но заставить его делать то, что он делать не хотел, никто не мог. Он был повёрнут на компьютерах, и ему что-то там нужно было купить, не то память, не то ещё что-то, уже не помню. Нужны деньги - значит к маме. А мама ему: вот получишь 20 пятёрок, так чтобы в дневнике были, куплю. Так он эти 20 пятёрок за неделю насобирал. Причём всё по-честному, без дураков, просто в эту неделю настырным был, требовал, чтобы его спросили, и чтобы обязательно в дневник оценку поставили. То что он просил, ему купили, но больше такого мама не делала - как-то ей показалось всё это неправильно.

 

Дело в том, что оценка - сама по себе стимул. Она позиционирует ученика в классе, стимулирует некий соревновательный дух. Стимулировать по стимулу - это неправильно. Это всё равно что рассуждать, вот если получишь премию, то я тебе ещё премию дам. Оценка может быть индикатором, можно увидеть, что что-то не в порядке у ребёнка в школе. Это если оценки плохие. А если хорошие, то это вообще ничего не значит - часто учителя ставят хорошие оценки, чтобы не было конфликта. Но если оценки плохие, то ругать нужно не за оценки, а за то, что явилось причиной этих оценок.

 

Особенно у мальчиков бывает ярко выраженный спад в учёбе в средних классах. Практически все начинают учиться хуже. Не буду разбирать, почему это происходит, но это факт. Девочки, как правило, всегда учатся лучше. Где-то к выпускным классам мальчики начинают браться за ум, и тут уже они очень быстро навёрстывают потерянное. В институте практически все отличники - это парни, девушек достаточно мало. И вот хоть обстимулируйся, хоть ты каждый день терроризируй пацана, он не будет хорошо учиться - возраст такой. Поэтому тут рецепт один: не так важно, какие у него оценки, важно, чтобы в этот период у него не возникло пробелов в знаниях. Пусть у него будут "тройки", но это должны быть "твёрдые тройки". Особенно это важно в математике, где пробелы в знаниях вообще недопустимы, иначе они обязательно вылезут позже. Если он должен научиться управляться с дробями, пусть медленно, пусть неуверенно, с какими-то ошибками, но он обязательно это должен освоить. Пусть будет "тройка", но при этом у него никогда не поднимется рука сокращать слагаемые в числителе и знаменателе. И к 10 классу, когда он созреет и возьмётся за ум, ему нужно будет просто начать учиться, не нужно будет заниматься ликвидацией прошлых своих дыр в образовании.


  • 2

OFFLINE   Янус Полуэктович

Янус Полуэктович

    Завсегдатай

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 4 854 сообщений
  • Регистрация 19-Июнь 13
  • ГородМосква
  • Страна: Country Flag

Отправлено 02 Октябрь 2013 - 18:02

Нетленка

Уважаемый Янус Полуэктович! А нельзя ли рассказать в этой ветке, если есть у Вас возможность, о формировании "внутренней" мотивации. Я пишу в кавычках, так как не знаю для этого правильного термина. Мне мой жизненный опыт подсказывает, что у детей есть тяга к знаниям очень сильная. Но она часто не совпадает со школьной программой. Приведу пример. Если моей дочери-экстерну дать волю, пустить образовательный процесс на самотек, то готовиться к аттестациям она будет в последний момент. Но читать, писать дневник и читательский дневник, что-то изучать, делать какие-то опыты из своего юного физика и химика все равно будет, будет учиться. Вот эту потребность узнавать новое я называю "внутренней" мотивацией.

Покупка велосипедов, постановление в угол - это "внешняя" мотивация. Она действительно очень индивидуальна.

А как работать с "внутренней"? как ее направить в созидательное русло?

Слишком большой объем пришлось бы писать, потому что мотивации у каждого ТИМа свои. Но пример могу привести. Вот Вы написали о своей дочери, и по некоторым описанным Вами моментам можно сделать (почти "пальцем в небо", но почему-то не попробовать все-таки?) предположение: а не интуитивный ли она логик? То есть я предположу (возможно, ошибочно), что ее ТИМ либо ИЛЭ, либо ИЛИ, либо ЛИЭ, либо ЛИИ. А если учесть еще и "будет делать в последний момент", то из этих 4=х вариантов наиболее вероятен ИЛЭ. Так вот, все существующие мотивации можно грубо объединить в 4 группы (в каждую входят 4 ТИМа):  1. статус, 2. благосостояние, 3.уникальность и 4. самоценность.

Если мое предположение не ошибочно и Ваша дочь действительно ИЛЭ, то самая лучшая мотивация для нее: "я могу то, что больше никто не сможет".  По этой же причине такого человека достаточно легко взять на "слабО". С другой стороны, в этом случае она вряд ли будет делать обязательные для всех задания (скорее будет от них отделываться), но запросто может глубоко закопаться в энциклопедии и интернет, вплоть до того, что будет разбираться в теме и вокруг темы даже лучше учителя, но при этом не прочитает учебника. :) Для таких людей движущей силой является интерес. Если Вы сумеете ей показать, что нечто потрясающе интересно - вы ее от этого нечто за уши не оттащите. Обычно такие ребята быстро схватывают, легко понимают материал, даже весьма сложный, но заниматься планомерно им приходится себя заставлять (здесь -то палочкой-выручалочкой и служит интерес).

Вот сейчас намечается первый семинар, организуемый ТА. Видимо, через какое-то время дойдет очередь и до семинаров по психологии и типологии. Вот там я собираюсь подробно показать разницу и в особенностях маленьких детей с разными ТИМами, и в особенностях школьного обучения таких разных детей.

 

Если мое предположение о ТИМе Вашей дочери ошибочно (я это вполне допускаю, слишком у меня мало сведений), то примите мой рассказ простокак информацию  о детях (и подростках) с этим ТИМом. 


  • 4
Я — это Я, а Ты — это Ты.
Я занят своим делом, а Ты — своим.
Я в этом миpе не для того,
чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
а ты — не для того, чтобы соответствовать моим.
Если мы встpетились и поладили — это пpекpасно.
Если нет — этомy нечем помочь.

                                                           (Ф.Перлз)

----------------------------------------------------------------------

И когда наши девушки сменят шинели на платьица

Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять
                                                              (В.Высоцкий)


OFFLINE   Спекулянт

Спекулянт

    Завсегдатай

  • Модератор Терры
  • PipPipPipPipPip
  • 2 913 сообщений
  • Регистрация 19-Июнь 13
  • ГородТамбов
  • Страна: Country Flag

Отправлено 02 Октябрь 2013 - 18:12

Нетленка


Так вот, все существующие мотивации можно грубо объединить в 4 группы (в каждую входят 4 ТИМа): 1. статус, 2. благосостояние, 3.уникальность и 4. самоценность.

Со статусом и благосостоянием понятно. "я могу то, что больше никто не сможет" - это уникальность,  а под самоценностью какая мотивация может быть?


  • 0





Темы с аналогичным тегами образование, среднее образование, воспитание, школьные программы