Перейти к содержимому


Фотография
- - - - -

Когда уйдем со школьного двора

образование среднее образование воспитание школьные программы

  • Авторизуйтесь для ответа в теме
Сообщений в теме: 103

OFFLINE   Бубличек

Бубличек

    Член Союза ТА

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 9 194 сообщений
  • Регистрация 15-Июнь 13
  • ГородМосква
  • Страна: Country Flag

Отправлено 13 Август 2013 - 23:08

Нетленка

"Так называемую вариативная часть, когда можно выбирать предметы, в современной школе выбирает школа. А в той, что будет - будет выбирать ученик. Люди никак не могут понять, что истинная профильная школа будущего - это школа, где ученик сам выбирает половину предметов из учебного плана.

 

Наши гуманитарии считают это чушью.

Воспитание и обучение с необходимостью включают в себя элемент если не насилия, но ограничения свободы. Математика и физика, как и биология с химией в базовом варианте обязательны и для гуманитариев тоже. И школа должна бескомпромиссно требовать необходимый минимум от ученика. Хоть трижды гуманитария. И наоборот - требовать литературы и языка от технаря.

 

Хочется сказать - не трогайте советскую школу.

Хотя бог знает - может, к 2018 году эта проблема на Украине будет уже не самой актуальной.

 

АС


  • 3

OFFLINE   Бубличек

Бубличек

    Член Союза ТА

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 9 194 сообщений
  • Регистрация 15-Июнь 13
  • ГородМосква
  • Страна: Country Flag

Отправлено 14 Август 2013 - 00:28

Нетленка

Оттягивали этот момент, сколько могли, но, видимо, обсуждения вопросов образования не избежать. Делаю отдельную школьную ветку. Если возникнет потребность обсудить высшее образование, сигнальте - сделаем.


  • 0

OFFLINE   Спекулянт

Спекулянт

    Завсегдатай

  • Модератор Терры
  • PipPipPipPipPip
  • 2 913 сообщений
  • Регистрация 19-Июнь 13
  • ГородТамбов
  • Страна: Country Flag

Отправлено 14 Август 2013 - 09:47

Нетленка

Хочется сказать - не трогайте советскую школу.

Давно терзают вопросы:

1) если советская школа считалась одной из лучших в мире, зачем надо было все ломать?

2) какие плюсы/минусы были у советской школы и нынешней?


  • 0

OFFLINE   Елена (СПб)

Елена (СПб)

    Завсегдатай

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 1 558 сообщений
  • Регистрация 15-Июнь 13
  • ГородСанкт-Петербург
  • Страна: Country Flag

Отправлено 14 Август 2013 - 13:09

Нетленка


какие плюсы/минусы были у советской школы и нынешней?
по моим ощущениям, более взвешенная программа... лишнее только то, что политизирована была в старших классах: всякие политэкономии, а так хорошо тренировала мозги и давала фундаментальное образование (школа 1969-78)
  • 3

Не знаю, у кого и спросить, но почему лица, которые всегда были обслугой светского общества ( актеры, певцы, парикмахеры, портные, газетчики и прочие), вдруг стали светским обществом? (с баша)

 


OFFLINE   _Sasha_

_Sasha_

    Интересующийся

  • Пользователь
  • PipPip
  • 156 сообщений
  • Регистрация 21-Июнь 13
  • ГородПетропавловск-Камчатский
  • Страна: Country Flag

Отправлено 14 Август 2013 - 14:49

Нетленка

Давно терзают вопросы:
1) если советская школа считалась одной из лучших в мире, зачем надо было все ломать?
2) какие плюсы/минусы были у советской школы и нынешней?


1)
Для начала - нужно определится кем, когда и по каким критериям считалась лучшей. Ибо правильный вопрос это половина ответа. Потому как советская школа в 30-е, 50-е и 70-е годы - это совершенно разные школы.
Вообще если брать за основу сравнения качество и объем усвоенных знаний - то примерно с 50-х до середины 90-х мы безусловно были впереди всей планеты. Тоже самое касается и доступности образования.
Если брать расходы государства на образование и науку - то уже с 60-х годов мы начали существенно отставать от штатов как в абсолютном, так и в относительном ( доля ВВП) выражении. В том числе это аукнулось сравнительно низкими зарплатами педагогов и преподавателей и низким престижем профессии и профильных педВУЗов.
Окончательным переломом было введение Брежневым всеобщего обязательного среднего образования.
С конца 70-х началась деградация системы школьного образования и как результат системы высшего образования.
Определяющими факторами стали:
Невысокая зарплата педагогов, низкий престиж профессии и как результат - снижение среднего уровня педсостава.
Внедрение в школах систем оценки деятельности по результатам успеваемости, что в свою очередь привело к постепенной ликвидации механизмов второгодничества, справок об окончании вместо аттестатов и годовых двоек. Двойка ученика стала безусловной виной учителя и начал снижаться объем преподаваемых знаний - так как учитель в такой ситуации вынужден ориентироваться на усвоение материала самыми слабыми учениками.

Однако эти проблемы в силу высокой инертности системы образования участниками процесса практически не замечались и видны только при анализе различных статистических показателей за период превышающий 10-20 лет.
Поэтому многие продолжают считать позднее советское образование лучшим, несмотря на его ощутимую деградацию.

После развала СССР - никто систему образования целенаправленно не ломал - однако на вяло текущую деградацию наложилось сразу несколько внешних факторов, каждый из которых и сам по себе был серьезным вызовом системе, а все вместе они очень быстро довели систему до практически полного краха.
К этим факторам следует отнести:
- ликвидацию КПСС, которая автоматически повлекла за собой ликвидацию октябрятской, пионерской и комсомольских организаций.
- финансовый коллапс государства - который довел и так немного зарабатывающих учителей до фактически нищеты - и повлек за собой многочисленные забастовки и существенный отток учителей и преподавателей из школ и ВУЗов.
- радикальная ломка моральных и жизненный ориентиров и ценностей, связанная с отказом от социализма и построения коммунизма и переходу на капиталистический строй, что привело к отказу от советской парадигмы "воспитание всесторонне развитой личности" и переходу на нечто невнятное, которое можно с натяжкой охарактеризовать как "главное не учеба, а денег заработать". На фоне "бригады" и рекламы про школьников, зарабатывающих мытьем окон на перекрестке, это привело к тотальному падению мотивации самих учеников, и как следствие падению мотивации учителей - зачем напрягаться, если никому это не надо.
- ну и добивающим фактором стал резкий прогресс информационных технологий,в погоне за которым, сама по себе инертная система образования, да еще ослабленная другими факторами, тупо надорвалась.

В итоге начало нового века Россия встретила с полностью недееспособной системой образования.

2) к плюсам советского образования можно отнести
- наличие системы ценностей и ориентиров, выраженная в основной парадигме советской педагогики - " Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности".
- наличие всесоюзных детских и юношеских организаций, стимулирующих в том числе и мотивацию к учебе, а также игравших существенную роль в воспитании школьников.
- наличие многоуровневой системы горизонтальных и вертикальных межпредметных связей, подкрепленных соответствующими предметными методиками в ВУЗах.
- наличие высококачественной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов.
- многоступенчатая и дифференцированный система отбора и отсева слабых и неспособных учеников на всех этапах обучения вплоть до ВУЗов включительно.
Как следствие совокупности данных факторов, объем, ширина и глубина, усваиваемых советским школьником, знаний были недостижимым идеалом в альтернативных системы образования.
2) в период расцвета, явно выраженных минусов советская система образования не имела.
Однако, как уже отмечалось мною выше, в 60-70е годы проявился ряд факторов, которые можно отнести к минусам позднесоветской системы образования.
- недостаток финансирования, низкий престиж профессии.
- введение системы оценивания деятельности школ и учителей, начавшаяся процентомания, завышение оценок, снижение объема преподавания в расчете на слабейших учеников.
- введение всеобщего обязательного среднего образования - снижение отбора, снижение отсева, снижение среднего уровня качества, засчет увеличения количества.
- чрезмерная политизированность детских (октябрятской и пионерской) и юношеской (комсомольской) организаций.

Этапы деградации можно отмечать по следующим вехам:
- Отказ от обязательных экзаменов по всем предметам
- Увеличение срока обучения
- Отказ от справок об окончании школы
- Введение выборности предметов в средней школе (уже нынешнее время)
  • 11

Рожденный ползать - не мешайся на взлетной полосе.


OFFLINE   Спекулянт

Спекулянт

    Завсегдатай

  • Модератор Терры
  • PipPipPipPipPip
  • 2 913 сообщений
  • Регистрация 19-Июнь 13
  • ГородТамбов
  • Страна: Country Flag

Отправлено 14 Август 2013 - 16:21

Нетленка


- введение системы оценивания деятельности школ и учителей, начавшаяся процентомания, завышение оценок, снижение объема преподавания в расчете на слабейших учеников.

 

- снижение отбора, снижение отсева, снижение среднего уровня качества, засчет увеличения количества.

 

- Отказ от обязательных экзаменов по всем предметам

 

- Отказ от справок об окончании школы

 

- Введение выборности предметов в средней школе (уже нынешнее время)

Ну и зачем это делается, если понятно к чему это приведет? Наших детей решили отупить, как пиндосов? Вырастить идеального потребителя вместо разносторонне-развитой личности?


  • 1

OFFLINE   Бубличек

Бубличек

    Член Союза ТА

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 9 194 сообщений
  • Регистрация 15-Июнь 13
  • ГородМосква
  • Страна: Country Flag

Отправлено 14 Август 2013 - 16:36

Нетленка

Ну и зачем это делается, если понятно к чему это приведет? Наших детей решили отупить, как пиндосов? Вырастить идеального потребителя вместо разносторонне-развитой личности?

 

Все революции всегда приводили к экспериментам со школьным образованием и с образованием вообще. Потому что нового человека нужно выращивать для новой постреволюционной парадигмы.

Вот революция и эксперименты в образовании примерно с середины 90-х и начались.

В качестве образца был взят, ессно, Великий Запад, Где Всё Хорошо.

Поскольку сейчас мы наблюдаем, скорее, контрреволюцию, то в течение ближайших лет десяти, если ничего опять революционного не случится, школа должна прийти в здравомыслящее состояние.

Я так вижу.


  • 3

OFFLINE   Спекулянт

Спекулянт

    Завсегдатай

  • Модератор Терры
  • PipPipPipPipPip
  • 2 913 сообщений
  • Регистрация 19-Июнь 13
  • ГородТамбов
  • Страна: Country Flag

Отправлено 14 Август 2013 - 17:25

Нетленка

Все революции всегда приводили к экспериментам со школьным образованием и с образованием вообще. Потому что нового человека нужно выращивать для новой постреволюционной парадигмы.

Вот революция и эксперименты в образовании примерно с середины 90-х и начались.

В качестве образца был взят, ессно, Великий Запад, Где Всё Хорошо.

Поскольку сейчас мы наблюдаем, скорее, контрреволюцию, то в течение ближайших лет десяти, если ничего опять революционного не случится, школа должна прийти в здравомыслящее состояние.

Я так вижу.

С отменой системы оценки деятельности школ и учителей, которая привела к завышению оценок и снижению уровня учеников? С введением отсева и справок об окончании школы и отмены (или хотя бы модификации) ЕГЭ?

 

Это по сути новая реформа, а без этого скатимся в УГ, имхо.


  • 0

OFFLINE   Бубличек

Бубличек

    Член Союза ТА

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 9 194 сообщений
  • Регистрация 15-Июнь 13
  • ГородМосква
  • Страна: Country Flag

Отправлено 14 Август 2013 - 17:35

Нетленка

С отменой системы оценки деятельности школ и учителей, которая привела к завышению оценок и снижению уровня учеников? С введением отсева и справок об окончании школы и отмены (или хотя бы модификации) ЕГЭ?

 

Это по сути новая реформа, а без этого скатимся в УГ, имхо.

Сейчас в жизнь воплощаются идеи, принятые где-нибудь в начале нулевых :) система инерционная. Потому и написала по 10 лет отката назад. Все имхо. Просто по аналогии. Пертурбации со школой продолжались после революции, емнип, по начала 30-х, пока не начали возвращение к традиционному противопоставлению гимназий и реальных, к системе оценок и экзаменов и прочее :)


  • 0

OFFLINE   Ple

Ple

    Кошка Шрёдингера, член Союза ТА

  • Модератор Терры
  • PipPipPipPipPip
  • 3 482 сообщений
  • Регистрация 15-Июнь 13
  • ГородВладимир
  • Страна: Country Flag

Отправлено 14 Август 2013 - 23:36

Нетленка

камрады, не забывайте, системы образования - многоуровневая

школа-техникум/ПТУ-ВУЗ

бяда наша сегодняшняя, нмв, в том что средний уровень ...эээ... извинити, просран

 

для иллюстрации: - физику я в школе тупо не знала (привет физичке, которая и сама её не знала, походу) (кроме кусочка оптики - астрономией я лично интересовалась факультативно). вся физика для меня была только в техникуме, где физик свой предмет знал и любил.


  • 1
Дилетант шырокого профиляИли вы верите в сказки о беспристрастных модераторах, взирающих на дискуссию с невозмутимостью тибетских монахов? Если да, то вынужден вас разочаровать: это миф. (с) Кengel_Neh
Шаркаю Тапочками по периметру

OFFLINE   _Sasha_

_Sasha_

    Интересующийся

  • Пользователь
  • PipPip
  • 156 сообщений
  • Регистрация 21-Июнь 13
  • ГородПетропавловск-Камчатский
  • Страна: Country Flag

Отправлено 15 Август 2013 - 10:20

Нетленка

Ну и зачем это делается, если понятно к чему это приведет? Наших детей решили отупить, как пиндосов? Вырастить идеального потребителя вместо разносторонне-развитой личности?

Да в том то и проблема, что по-большому счету цели как таковой нет. Нет стратегии. Ничего нет.
Впрочем специальной цели именно развалить и отупить образование тоже нет.

Просто есть проблема - низкий уровень абитуриентов и как следствие низкий уровень специалистов, вышедших из ВУЗов.

Проблема остро проявилась в начале 2000-х.
При этом особый диссонанс вызывало то, что средний балл аттестатов, как единственный доступный индикатор по-прежнему оставался неоправданно высоким. Да и количество золотых медалистов (особенно из регионов СК) как то стало непропорционально большим.
Начались поиски инструмента для объективной оценки знаний выпускников - пошли первые эксперименты с ЕГЭ - получив результаты первых экспериментов чиновники ужаснулись - уровень знаний оцененный с помощью независимого от школы инструмента оказался катастрофически низким - немногим лучше "тупых" американцев.
Причем нельзя сказать, что при внедрении ЕГЭ, прям таки основной целью стояла именно скопировать западное - просто количество инструментов контроля знаний оно в общем-то конечное - и какой бы инструмент не был бы выбран -в Европе и в Америке наверняка бы нашлась страна, где использовался именно этот способ.

То есть нельзя говорить о том, что ЕГЭ, как первое изменение условно заимствованное с запада, что то мог развалить - ибо все УЖЕ благополучно развалилось само, под действием факторов напрямую с системой образования не связанных.
  • 5

Рожденный ползать - не мешайся на взлетной полосе.


OFFLINE   Влад_10bdb1!

Влад_10bdb1!

    Интересующийся

  • Пользователь
  • PipPip
  • 258 сообщений
  • Регистрация 21-Июнь 13
  • Страна: Country Flag

Отправлено 03 Сентябрь 2013 - 17:31

Нетленка

Что-то тут все заглохло. 

Уже разобрались со всеми делами. Или нет охоты. 

Могу подкинуть. 

Тут камрад  Саша много сказал. Но мне кажется не все. 

Он правильно сказал, что система хороша для определенного времени. ТА школьная система была хороша для времени Союза. Там, большинство, или почти все, были идеалистами. Сказано учиться. Бум. Учиться. И для многих вопрос куда ты пойдешь после школы не вызывал вопросов. Конечно в ВУЗ. Какой не важно, но в ВУЗ. Или что, хвосты мотать коровам? Или к станку. Что хоть и было еще почетно, нет не так не почетно, а денежно. Но уже хотелось спокойной жизни. И возможности эти были. Штаты были раздуты сверх меры. И институтов всяких хватало с избытком. Я имею ввиду проектных и пр. Вон до сих пор еще не все здания оприходовали. 

Но вернемся к школьной реформе. Опять же вопрос. Нужна или можно было оставить? Это Гамлетовский вопрос. Но изменилась система. Наша система ценностей. И деньги у нас сейчас играют гораздо большую роль, чем тогда. И что бы получилось при той системе образования? Вы думаете что коррупционных схем было бы меньше?  Я думаю что как раз наоборот. И главное не чем было доказать в той системе. Экзамен с глазу на глаз. И оценка на совести учителя. А вышел из класса и не доказать почему та или иная оценка. КАК доказать что я знаю предмет на отлично? Опять пересдавать? Так это уже новый экзамен. Опять готовиться? Или вот взять вопрос чем отличается оценка 4 (хорошо) от оценки 5(отлично). Только без этих всяких, лучшее знание предмета и пр.  Или оценка в спец школе от оценки в деревенской школе. Шкала то одна. И не даром даже высшая школа не доверяла средней. И оценивала сама по своим критериям. 

Так что в однозначности реформ я не сомневаюсь. 

Но вот как это все происходит? Вот здесь огромный вопрос. 

И мне кажется из-за боязни минобра. Он все делает медленно. Это как хирург. Надрез сделал и ждет как все отреагируют. Ага, вроде ничего. Можно дальше резать. 

Ведь есть концепция. Внедряй. Исполняй. Нет ждут, когда люди привыкнут сначала к ЕГЭ. Нужно было сразу вводить портфолио для учащихся. Это как трудовая книжка для работающего. Единый документ для всего срока обучения. Где будет видно как проявил себя ученик за все время обучения. Олимпиады и пр . пр.пр.

О методах преподавания я сейчас пока не буду. Хотя тоже вопросов тьма. 

Где-то так. 


  • 1

ONLINE   number

number

    Интересующийся

  • Пользователь
  • PipPip
  • 237 сообщений
  • Регистрация 21-Июнь 13
  • ГородТольятти
  • Страна: Country Flag

Отправлено 03 Сентябрь 2013 - 18:57

Нетленка

Девять лет проработал в образовании и видел старую и новую систему с разных сторон: со стороны ученика, студента, аналитика, администратора, преподавателя, зав. кафедрой. Осмысленный выбор профилизации могут делать около 20% студентов к 5 (пятому) курсу. И если в вузах еще можно попробовать, поиграть с выбором направлений внутри выбранной (при поступлении) специальности, то вводить профилизацию в среднем образовании (а некоторые умники и в начальном это пытаются продвинуть) - смерть сначала качественного среднего образования, а потом, как следствие, и высшего.

 

Вся эта лабуда пошла от Болонского процесса, когда для в общем-то благой цели - взаимного признания дипломов ВО с Европой, начали искать варианты адаптации программ высшего образования под европейские стандарты. Причем, сначала речь шла о том, что подходы к обучению, содержание программ останется прежним на усмотрение вуза. Но со слиянием минобра с миннауки и назначением именно научника министром в образовании пошли реформы под лозунгом "догоним и перегоним". Начали вводить бакалавриаты (по сути неполное высшее), магистратуры (типа сделаем полным любое неполное образование). Технические и медицинские вузы чтоб не попасть под это угробище тут же начали отстаивать "специалитеты" (по сути нормальные старые программы обучения). Этого показалось мало, подсмотрели, что некоторые европейские вузы позволяют студентам выбирать часть предметов внутри программы и понеслось: "а мы 50% программы сделаем выборной! даешь демократию в каждом вузе!". Замминистры, курирующие среднее образование, обзавидовались коллегам: "они там ого-го, а мы всего лишь ЕГЭ", и начали тоже толкать "свободные выборы" в школах. Учителя и преподы в панике мечутся, ученики и студенты нихрена не понимают и ищут как-бы полегче откосить в новых условиях. Движуха, угар. А все потому, что на волне реформ "кто прогрессивнее - тот больше гребет бабла" про цели образования вообще никто из реформаторов и не думал. Цель среднего образования свелась к сдаче ЕГЭ, цель высшего - к "формированию свободной личности", ну иногда к подготовке научных кадров.

 

Если все по полочкам разобрать, то в целом все не сложно и вполне доступно, но в правительстве сейчас нет людей понимающих эти простые вещи. Если интересно, можете ознакомиться с краткой формулировкой перспективы системы образования, которую мы (не буду называть имен, кто знает, может тема еще выстрелит) получили за примерно 5 лет анализа, моделирования, опробации. чтоб не было портянкой, уберу под спойлер.

Скрытый текст

  • 8

Festina lente

 


OFFLINE   Бубличек

Бубличек

    Член Союза ТА

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 9 194 сообщений
  • Регистрация 15-Июнь 13
  • ГородМосква
  • Страна: Country Flag

Отправлено 03 Сентябрь 2013 - 19:56

Нетленка

Камрда number, здорово, и возражений особенных у меня нет (хотя я, конечно, не могу себя назвать специалистом в данном области).

Хотелось бы добавить только по своему личному опыту, что некоторая специализация на физиков/математиков, биологов/химиков, филологов/историков, которая сейчас практикуется в старших классах (после девятого) некоторых школ и гимназий, осмысленна. То есть это некоторый переходный этап между школой и вузом, что-то типа высшего среднего образования. Как вы думаете?


  • 2

OFFLINE   Влад_10bdb1!

Влад_10bdb1!

    Интересующийся

  • Пользователь
  • PipPip
  • 258 сообщений
  • Регистрация 21-Июнь 13
  • Страна: Country Flag

Отправлено 04 Сентябрь 2013 - 12:05

Нетленка

Девять лет проработал в образовании и видел старую и новую систему с разных сторон: со стороны ученика, студента, аналитика, администратора, преподавателя, зав. кафедрой. 

 

Вы в общем-то все написали правильно. Но. 

Проблема в том что в каждой школе трактуют методику по своему.  И получается полный хаос. Кстати, у учеников есть ныне возможность выбирать школу. Правда скорее у родителей. Но тем не менее. При выборе школы всегда родители глядят на перспективу. Как школа готовит выпускников. Кто куда и сколько. И заметьте, попасть в престижную школу не менее проблемно, чем в престижный универ. 

Проблема нашего образования там же где и все наши проблемы. В 90-х. Сменился менталитет. И у учителей. И у учеников. Люди стали другие. Цели стали другие.  И после долгого голодного времени появилось большое количество преподавателей, которым вообще ничего не надо. День прошел, ну и ладно. И никуда от этого не деться. Учителей не хватает. А хороших учителей и подавно. Ну и скажите теперь кто и как будет проводить какие-то реформы? Любая самая мудрая реформа всегда разбивается об исполнителей. 

У меня есть, так сказать, возможность сравнить. 

Внук. 2-й класс. Аглицкий язык. 

Учитель проводит диктант. Диктует слова. Ученики должны написать их. И это при том, что не все еще буквы знают. 

На вопрос почему так. Ответ. Я так вижу. Это моя методика.  Что ж пришлось сидеть дома и пытаться что-то изобразить. Ну не оставаться же полным идиотом в школе. И так у всех родителей. 

Где здесь минобр? Это его методика? 

Воля вольная вот это что. 


  • 1

OFFLINE   olga

olga

    Прохожий

  • Пользователь
  • Pip
  • 10 сообщений
  • Регистрация 26-Август 13
  • Страна: Country Flag

Отправлено 05 Сентябрь 2013 - 13:37

Нетленка

Хочу высказаться в этой теме. Моя старшая дочь учится экстерном. Причины для ухода из школы такие: ученик неэффективно тратит время, у учителя на учебный процесс не так много сил и времени, нет возможности работать с детьми, которые не укладываются в понятие "средний ученик". Поясню: кроме основных уроков (математика, русский язык, чтение), очень много разнообразного регионального краеведения, уроков здоровья, уроков дисциплины и т.п. Ребенок проводит в школе 5-6 часов+выполнение дом.задания. Когда ребенку просто жить? Читать, общаться с семьей и нешкольными друзьями? А если еще заниматься музыкой или спортом серьезно? Учителя многие ведут больше ставки, это связано и с нехваткой учителей и с необходимостью нормально зарабатывать. Наша учительница начальных классов (очень хорошая) вела постоянно 2 класса. Учителя загружены составлением портфолио своего и учеников, ведением электронного журнала, подготовкой разнообразных  отчетов, это отнимает время от учебного процесса. Учитель больше работает с неуспевающими учениками - об эффективности его работы судят по успеваемости учеников.

Думаю, что учителям нужно дать возможность работать на ставку, освободить от избыточной отчетности. Нужно ввести какое-то подобие "классных дам", которые будут заниматься только классным руководством, а учителей-предметников освободить от этого. Неистово поддержу оратора Sasha нужно вернуть оценку 2 и 1, в том числе за год и за весь курс обучения.

И еще. Только повышением зарплаты престиж учительской профессии не поднять. Что нужно сказать сложно. Если раньше учитель, особенно в деревне, действительно был источником знаний, то сейчас этих источников много и учитель среди них далеко не первый


  • 3

OFFLINE   Спекулянт

Спекулянт

    Завсегдатай

  • Модератор Терры
  • PipPipPipPipPip
  • 2 913 сообщений
  • Регистрация 19-Июнь 13
  • ГородТамбов
  • Страна: Country Flag

Отправлено 05 Сентябрь 2013 - 13:55

Нетленка

Хочу высказаться в этой теме. Моя старшая дочь учится экстерном. Причины для ухода из школы такие: ученик неэффективно тратит время, у учителя на учебный процесс не так много сил и времени, нет возможности работать с детьми, которые не укладываются в понятие "средний ученик".

Я в этой области не специалист, поэтому лишь моё имхо. У экстерната есть существенный минус - в школе ребёнок учится взаимодействовать и со сверстниками, и со взрослыми, а не только с родителями и бабушками/дедушками. Но самое главное, что он это делает, не взирая на симпатию/антипатию. Учась же экстерном, ребёнок общается только с теми, кто ему нравится, а навыки социального взаимодействия с неудобными людьми у него не вырабатываются, что чревато проблемами во взрослой жизни.

 

Думаю, что учителям нужно дать возможность работать на ставку, освободить от избыточной отчетности.

С удовольствием дал бы, но есть такая вещь, как бюджетирование... К сожалению (а скорее даже к счастью), деньги как США мы не печатаем.


Сообщение отредактировал Спекулянт: 05 Сентябрь 2013 - 15:38

  • 3

ONLINE   number

number

    Интересующийся

  • Пользователь
  • PipPip
  • 237 сообщений
  • Регистрация 21-Июнь 13
  • ГородТольятти
  • Страна: Country Flag

Отправлено 05 Сентябрь 2013 - 14:38

Нетленка

Извиняюсь за долгое отсутствие. Вылетел в оффлайн на пару дней. Собственно, частично на вопросы Бубличек и Влада ответила Ольга. Я просто поясню как именно предлагалось решать эти вопросы в той концепции системы, в разработке которой я принимал участие.

 

 


Хотелось бы добавить только по своему личному опыту, что некоторая специализация на физиков/математиков, биологов/химиков, филологов/историков, которая сейчас практикуется в старших классах (после девятого) некоторых школ и гимназий, осмысленна. То есть это некоторый переходный этап между школой и вузом, что-то типа высшего среднего образования. Как вы думаете?

Я сам в некотором роде продукт первых попыток ввести специализацию в старших классах школы. Физ-мат уклон мне потом очень сильно помог и в вузе и в профессии. Но, как оказалось, большинству моих одноклассников он очень сильно навредил: они как по конвейеру все пошли поступать в технические вузы (и поступили), но из большинства толковых инженеров так и не вышло, а перековаться в гуманитарии уже не хватило ни времени ни терпения (90-е лютовали и не давали такого права на ошибку).

Ну а реально, сколько учеников обычной школы способны потянуть программу первого курса вуза ("высшее среднее" по большей части именно из нее и состоит)? 5 из 100 примерно, по моему опыту. Что делать с тем, что бОльшая часть учеников эту программу не тянет? Вариант1: Заваливать двойками неуспевающих. Вариант2: Снижать "планку". Оба варианта плохие. Что же делать? А все то же самое что и с вышиванием, бассейном и авиамоделированием. Это должна быть строго факультативная программа. На самом деле, в такой подготовке по сути заинтересованы в первую очередь вузы, во вторую - ученики. У средней школы такая "углубленка" не решает ни одну из задач, т.е. не нужна. (Я еще раз повторюсь, что говорю о проекте целостной системы образования, а не о текущей ситуации. Сейчас у школы есть такой интерес, т.к. из-за частичного перехода школ на самообеспечение в виде поборов с родителей, доплат за углубленку и т.п. Фактически сейчас школы поставлены в ситуацию, когда должны конкурировать между собой, что совершенно не допустимо, в отличие от вузов).

Есть многолетний, очень хороший опыт таких факультативов, например ЗФТШ (заочная физ-тех школа от московского ФизТеха), у нас в области СГАУ (самарский аэрокос) активно развивает программы сотрудничества со школами. Смысл в том, что на факультативы идут только те, кому интересно, кому оно надо. И результаты исключительно положительные.

 

 

Проблема в том что в каждой школе трактуют методику по своему.  И получается полный хаос. Кстати, у учеников есть ныне возможность выбирать школу. Правда скорее у родителей. Но тем не менее. При выборе школы всегда родители глядят на перспективу. Как школа готовит выпускников. Кто куда и сколько. И заметьте, попасть в престижную школу не менее проблемно, чем в престижный универ. 

 

Учитель проводит диктант. Диктует слова. Ученики должны написать их. И это при том, что не все еще буквы знают. 

На вопрос почему так. Ответ. Я так вижу. Это моя методика.  Что ж пришлось сидеть дома и пытаться что-то изобразить. Ну не оставаться же полным идиотом в школе. И так у всех родителей. 

Где здесь минобр? Это его методика? 

Воля вольная вот это что. 

Частично я уже ответил. Нынешняя ситуация в школах очень трудная и ведет в тупик. Углубление в специализацию не только вынуждает детей прыгать выше головы в предметах им не интересных (общая планка по всем предметам в школе должна быть высокой, но не вузовской, не профессиональной). Более того, на нескольких примерах наблюдалась следующая ситуация: школа "задирает планку" по какому-либо направлению (допустим математика вузовского уровня), в течение пары лет школа становится престижной, т.к. большинство выпускников очень легко справляются со вступительными экзаменами по математике в любой крутой вуз. Школа становится объектом внимания "крутых" родителей, которые хотят, "чтобы ребенок учился в элитной школе". Чаще всего (не 100%, конечно, но близко к тому) у "крутых" денежных родителей дети не тянут даже на средний уровень, но "папа - сказал, папа - заплатил" и школа начинает заполняться маменькиными сынками и папенькиными дочками. Каждая двойка таких детишек вызывает громкий скандал у директора с выговорами учителям. Учителю ничего не остается, кроме как снижать планку ниже среднего. Через 3-4 года после пика подготовка в школе падает катастрофически.

В вузе подобные проблемы решаются просто: не тянет - отчисляется, или переводится в другой вуз, попроще. А вот со школами так делать нельзя. Любого ребенка нужно подготовить до минимально необходимого уровня. Поэтому, я еще раз повторюсь, при разработке концепции мы не нашли другого приемлемого решения кроме максимальной унификации программы обязательной средней школы и выделение всех "особенностей" в факультативы, кружки, секции, которые должны быть вне компетенции средней школы.

 


Причины для ухода из школы такие: ученик неэффективно тратит время, у учителя на учебный процесс не так много сил и времени, нет возможности работать с детьми, которые не укладываются в понятие "средний ученик". Поясню: кроме основных уроков (математика, русский язык, чтение), очень много разнообразного регионального краеведения, уроков здоровья, уроков дисциплины и т.п. Ребенок проводит в школе 5-6 часов+выполнение дом.задания. Когда ребенку просто жить?

Именно об этом я и говорю, что сама по себе школа должна давать только обязательный общий минимум. То, что сейчас на школу навесили задач для нее нехарактерных - большая беда.

 


Только повышением зарплаты престиж учительской профессии не поднять. Что нужно сказать сложно. Если раньше учитель, особенно в деревне, действительно был источником знаний, то сейчас этих источников много и учитель среди них далеко не первый

Очень важное замечание! Был разговор с одной выпускницей пединститута. Спросил почему не работает по специальности.

- Зарплата никакая, старые бабки-училки не дают работать, травят. Вот если бы зарплата хорошая была...

- А что будет дальше, если сделаем зарплату учителям на уровне офисных манагеров. В школу учителями пойдут все кому не лень. Но не работать с детьми, а тупо за баблом.

- Это да, а если жестко ограничить пускать в школу только выпускников педвузов?

- А сколько тогда в этих вузах останется места для тех, кто действительно хочет стать педагогом?

- Эээ. Да, будет как сейчас с манагерами-финансистами. Никто не знает что это, но прут, потому что слышали, что таким много платят. Но может со временем схлынет эта волна.

- А при чем тут волна? Скольким из своих однокурсников ты бы доверила учить своих детей?

- Эээ. Как хорошо, что они не работают по специальности. Вот бы те бабульки еще работали когда я своих детей в школу поведу. 

Так что вопрос с повышением престижа и зарплаты не такой простой.

Из анализа, который мы проводили в рамках концепции, был интересный вывод: большинство учителей и преподавателей уходят из образования из-за высокой степени неопределенности. Людям не нравится, когда перед ними ставят несвойственные профессии задачи. Люди терпеть не могут, когда им без объяснения причин втюхивают дурацкие программы, которые надо вести. Люди просто ненавидят руководство в тайне от которого приходится учить детей вместо подготовки к тестам. Так получается, что в школах и вузах остаются либо те, кому нечего терять ("учить до гробовой доски" и низкий им за это поклон), либо самые "гибкие".

 

 

У экстерната есть существенный минус - в школе ребёнок учится взаимодействовать и со сверстниками, и со взрослыми, а не только с родителями и бабушками/дедушками. Но самое главное, что в обоих случаях он это делает, невзирая на симпатию/антипатию. Учась же экстерном, ребёнок общается только с теми, кто ему нравится, а навыки социального взаимодействия с неудобными людьми у него не вырабатываются, что чревато проблемами во взрослой жизни.

Совершенно верно. У школы "социализация" - одна из основных задач. Разница между социализированным и несоциализированным ребенком просто огромна. В детсадовском возрасте вполне нормальный ребенок, но не ходивший в детский сад, выглядит дауном по сравнению со сверстниками из детсада. Конечно, перевод на экстернат в старших классах школы такого эффекта не дает, т.к. основной навык социального поведения уже получен, но в дальнейшем человек будет больше тяготеть к одиночеству, затворничеству.

 

К сожалению я опять выпадаю из онлайна на пару недель. Но если будут вопросы, постараюсь ответить по возвращении. Всем удачи.


  • 6

Festina lente

 


OFFLINE   Влад_10bdb1!

Влад_10bdb1!

    Интересующийся

  • Пользователь
  • PipPip
  • 258 сообщений
  • Регистрация 21-Июнь 13
  • Страна: Country Flag

Отправлено 05 Сентябрь 2013 - 18:06

Нетленка

Извиняюсь за долгое отсутствие. Вылетел в оффлайн на пару дней. Собственно, частично на вопросы Бубличек и Влада ответила Ольга. Я просто поясню как именно предлагалось решать эти вопросы в той концепции системы, в разработке которой я принимал участие.

 

 

 

 

Я сам в некотором роде продукт первых попыток ввести специализацию в старших классах школы. Физ-мат уклон мне потом очень сильно помог и в вузе и в профессии. Но, как оказалось, большинству моих одноклассников он очень сильно навредил: они как по конвейеру все пошли поступать в технические вузы (и поступили), но из большинства толковых инженеров так и не вышло, а перековаться в гуманитарии уже не хватило ни времени ни терпения (90-е лютовали и не давали такого права на ошибку).

Ну а реально, сколько учеников обычной школы способны потянуть программу первого курса вуза ("высшее среднее" по большей части именно из нее и состоит)? 5 из 100 примерно, по моему опыту. Что делать с тем, что бОльшая часть учеников эту программу не тянет? Вариант1: Заваливать двойками неуспевающих. Вариант2: Снижать "планку". Оба варианта плохие. Что же делать? А все то же самое что и с вышиванием, бассейном и авиамоделированием. Это должна быть строго факультативная программа. На самом деле, в такой подготовке по сути заинтересованы в первую очередь вузы, во вторую - ученики. У средней школы такая "углубленка" не решает ни одну из задач, т.е. не нужна. (Я еще раз повторюсь, что говорю о проекте целостной системы образования, а не о текущей ситуации. Сейчас у школы есть такой интерес, т.к. из-за частичного перехода школ на самообеспечение в виде поборов с родителей, доплат за углубленку и т.п. Фактически сейчас школы поставлены в ситуацию, когда должны конкурировать между собой, что совершенно не допустимо, в отличие от вузов).

Есть многолетний, очень хороший опыт таких факультативов, например ЗФТШ (заочная физ-тех школа от московского ФизТеха), у нас в области СГАУ (самарский аэрокос) активно развивает программы сотрудничества со школами. Смысл в том, что на факультативы идут только те, кому интересно, кому оно надо. И результаты исключительно положительные.

 

 

Частично я уже ответил. Нынешняя ситуация в школах очень трудная и ведет в тупик. Углубление в специализацию не только вынуждает детей прыгать выше головы в предметах им не интересных (общая планка по всем предметам в школе должна быть высокой, но не вузовской, не профессиональной). Более того, на нескольких примерах наблюдалась следующая ситуация: школа "задирает планку" по какому-либо направлению (допустим математика вузовского уровня), в течение пары лет школа становится престижной, т.к. большинство выпускников очень легко справляются со вступительными экзаменами по математике в любой крутой вуз. Школа становится объектом внимания "крутых" родителей, которые хотят, "чтобы ребенок учился в элитной школе". Чаще всего (не 100%, конечно, но близко к тому) у "крутых" денежных родителей дети не тянут даже на средний уровень, но "папа - сказал, папа - заплатил" и школа начинает заполняться маменькиными сынками и папенькиными дочками. Каждая двойка таких детишек вызывает громкий скандал у директора с выговорами учителям. Учителю ничего не остается, кроме как снижать планку ниже среднего. Через 3-4 года после пика подготовка в школе падает катастрофически.

В вузе подобные проблемы решаются просто: не тянет - отчисляется, или переводится в другой вуз, попроще. А вот со школами так делать нельзя. Любого ребенка нужно подготовить до минимально необходимого уровня. Поэтому, я еще раз повторюсь, при разработке концепции мы не нашли другого приемлемого решения кроме максимальной унификации программы обязательной средней школы и выделение всех "особенностей" в факультативы, кружки, секции, которые должны быть вне компетенции средней школы.

Вы знаете абсолютно с вами не спорю.  Если дело касается обычной школы. Унификация должна быть. 

Но с другой стороны есть действительно одаренные дети. И что им делать в обычной школе? Так что наряду с обычной должна быть и спец. школа. С углубленным образованием. Ведь именно так было и в Союзе. И это я бы обязательно оставил и здесь. И обязательное шефство высшей школы. Но времена ныне другие. За просто так никто не захочет работать. Но тем не менее. А школы по уровню сейчас и так определились. Причем вопрос не о том что родители крутые.  Мы середнячки. И таких в классе большинство. Но родители вкладывают в детей. Это вроде ипотеки. И все ничего, но вот такие заявы.  Выбивают определенно. И такого много. Поэтому ждем наконец-то порядка. И унификации. 

А пока приходится работать с детьми дома. 

Самое интересное другое. 

2-й класс. Заболела учительница все радуются. Можно дурака валять. Но когда учительница возвращается с больничного, начинают догонять. И в следующий раз уже не радуются больничному. Потому как понимают последствия. 

А вообще интересно. У нас такого не было в этом возрасте. Вроде как живешь очередную жизнь. 


  • 0

OFFLINE   olga

olga

    Прохожий

  • Пользователь
  • Pip
  • 10 сообщений
  • Регистрация 26-Август 13
  • Страна: Country Flag

Отправлено 05 Сентябрь 2013 - 18:41

Нетленка

Специализированные школы есть. Например, СУНЦ НГУ, бывшая физ-матшкола. И такие школы ведут заочное обучение. Как раз поэтому основная школа должна дать ребенку время, чтобы заниматься в таких школах. А форму обучения для ребенка должны определить родители - кому-то милее очная школа с продленкой, кому-то экстернат. В каждой форме есть свои плюсы и минусы. Я считаю, что получить в образование в современной школе и сохранить человеческое достоинство, задача почти невыполнимая.

 

P.S. Про даунов немного обидно. У меня трое детей в садик не ходят и не ходили


  • 0





Темы с аналогичным тегами образование, среднее образование, воспитание, школьные программы