Перейти к содержимому


OFFLINE   number

number

    Интересующийся

  • Пользователь
  • PipPip
  • 268 сообщений
  • Регистрация 21-Июнь 13
  • ГородТольятти
  • Страна: Country Flag

Отправлено 05 Сентябрь 2013 - 14:38

Нетленка

Извиняюсь за долгое отсутствие. Вылетел в оффлайн на пару дней. Собственно, частично на вопросы Бубличек и Влада ответила Ольга. Я просто поясню как именно предлагалось решать эти вопросы в той концепции системы, в разработке которой я принимал участие.

 

 


Хотелось бы добавить только по своему личному опыту, что некоторая специализация на физиков/математиков, биологов/химиков, филологов/историков, которая сейчас практикуется в старших классах (после девятого) некоторых школ и гимназий, осмысленна. То есть это некоторый переходный этап между школой и вузом, что-то типа высшего среднего образования. Как вы думаете?

Я сам в некотором роде продукт первых попыток ввести специализацию в старших классах школы. Физ-мат уклон мне потом очень сильно помог и в вузе и в профессии. Но, как оказалось, большинству моих одноклассников он очень сильно навредил: они как по конвейеру все пошли поступать в технические вузы (и поступили), но из большинства толковых инженеров так и не вышло, а перековаться в гуманитарии уже не хватило ни времени ни терпения (90-е лютовали и не давали такого права на ошибку).

Ну а реально, сколько учеников обычной школы способны потянуть программу первого курса вуза ("высшее среднее" по большей части именно из нее и состоит)? 5 из 100 примерно, по моему опыту. Что делать с тем, что бОльшая часть учеников эту программу не тянет? Вариант1: Заваливать двойками неуспевающих. Вариант2: Снижать "планку". Оба варианта плохие. Что же делать? А все то же самое что и с вышиванием, бассейном и авиамоделированием. Это должна быть строго факультативная программа. На самом деле, в такой подготовке по сути заинтересованы в первую очередь вузы, во вторую - ученики. У средней школы такая "углубленка" не решает ни одну из задач, т.е. не нужна. (Я еще раз повторюсь, что говорю о проекте целостной системы образования, а не о текущей ситуации. Сейчас у школы есть такой интерес, т.к. из-за частичного перехода школ на самообеспечение в виде поборов с родителей, доплат за углубленку и т.п. Фактически сейчас школы поставлены в ситуацию, когда должны конкурировать между собой, что совершенно не допустимо, в отличие от вузов).

Есть многолетний, очень хороший опыт таких факультативов, например ЗФТШ (заочная физ-тех школа от московского ФизТеха), у нас в области СГАУ (самарский аэрокос) активно развивает программы сотрудничества со школами. Смысл в том, что на факультативы идут только те, кому интересно, кому оно надо. И результаты исключительно положительные.

 

 

Проблема в том что в каждой школе трактуют методику по своему.  И получается полный хаос. Кстати, у учеников есть ныне возможность выбирать школу. Правда скорее у родителей. Но тем не менее. При выборе школы всегда родители глядят на перспективу. Как школа готовит выпускников. Кто куда и сколько. И заметьте, попасть в престижную школу не менее проблемно, чем в престижный универ. 

 

Учитель проводит диктант. Диктует слова. Ученики должны написать их. И это при том, что не все еще буквы знают. 

На вопрос почему так. Ответ. Я так вижу. Это моя методика.  Что ж пришлось сидеть дома и пытаться что-то изобразить. Ну не оставаться же полным идиотом в школе. И так у всех родителей. 

Где здесь минобр? Это его методика? 

Воля вольная вот это что. 

Частично я уже ответил. Нынешняя ситуация в школах очень трудная и ведет в тупик. Углубление в специализацию не только вынуждает детей прыгать выше головы в предметах им не интересных (общая планка по всем предметам в школе должна быть высокой, но не вузовской, не профессиональной). Более того, на нескольких примерах наблюдалась следующая ситуация: школа "задирает планку" по какому-либо направлению (допустим математика вузовского уровня), в течение пары лет школа становится престижной, т.к. большинство выпускников очень легко справляются со вступительными экзаменами по математике в любой крутой вуз. Школа становится объектом внимания "крутых" родителей, которые хотят, "чтобы ребенок учился в элитной школе". Чаще всего (не 100%, конечно, но близко к тому) у "крутых" денежных родителей дети не тянут даже на средний уровень, но "папа - сказал, папа - заплатил" и школа начинает заполняться маменькиными сынками и папенькиными дочками. Каждая двойка таких детишек вызывает громкий скандал у директора с выговорами учителям. Учителю ничего не остается, кроме как снижать планку ниже среднего. Через 3-4 года после пика подготовка в школе падает катастрофически.

В вузе подобные проблемы решаются просто: не тянет - отчисляется, или переводится в другой вуз, попроще. А вот со школами так делать нельзя. Любого ребенка нужно подготовить до минимально необходимого уровня. Поэтому, я еще раз повторюсь, при разработке концепции мы не нашли другого приемлемого решения кроме максимальной унификации программы обязательной средней школы и выделение всех "особенностей" в факультативы, кружки, секции, которые должны быть вне компетенции средней школы.

 


Причины для ухода из школы такие: ученик неэффективно тратит время, у учителя на учебный процесс не так много сил и времени, нет возможности работать с детьми, которые не укладываются в понятие "средний ученик". Поясню: кроме основных уроков (математика, русский язык, чтение), очень много разнообразного регионального краеведения, уроков здоровья, уроков дисциплины и т.п. Ребенок проводит в школе 5-6 часов+выполнение дом.задания. Когда ребенку просто жить?

Именно об этом я и говорю, что сама по себе школа должна давать только обязательный общий минимум. То, что сейчас на школу навесили задач для нее нехарактерных - большая беда.

 


Только повышением зарплаты престиж учительской профессии не поднять. Что нужно сказать сложно. Если раньше учитель, особенно в деревне, действительно был источником знаний, то сейчас этих источников много и учитель среди них далеко не первый

Очень важное замечание! Был разговор с одной выпускницей пединститута. Спросил почему не работает по специальности.

- Зарплата никакая, старые бабки-училки не дают работать, травят. Вот если бы зарплата хорошая была...

- А что будет дальше, если сделаем зарплату учителям на уровне офисных манагеров. В школу учителями пойдут все кому не лень. Но не работать с детьми, а тупо за баблом.

- Это да, а если жестко ограничить пускать в школу только выпускников педвузов?

- А сколько тогда в этих вузах останется места для тех, кто действительно хочет стать педагогом?

- Эээ. Да, будет как сейчас с манагерами-финансистами. Никто не знает что это, но прут, потому что слышали, что таким много платят. Но может со временем схлынет эта волна.

- А при чем тут волна? Скольким из своих однокурсников ты бы доверила учить своих детей?

- Эээ. Как хорошо, что они не работают по специальности. Вот бы те бабульки еще работали когда я своих детей в школу поведу. 

Так что вопрос с повышением престижа и зарплаты не такой простой.

Из анализа, который мы проводили в рамках концепции, был интересный вывод: большинство учителей и преподавателей уходят из образования из-за высокой степени неопределенности. Людям не нравится, когда перед ними ставят несвойственные профессии задачи. Люди терпеть не могут, когда им без объяснения причин втюхивают дурацкие программы, которые надо вести. Люди просто ненавидят руководство в тайне от которого приходится учить детей вместо подготовки к тестам. Так получается, что в школах и вузах остаются либо те, кому нечего терять ("учить до гробовой доски" и низкий им за это поклон), либо самые "гибкие".

 

 

У экстерната есть существенный минус - в школе ребёнок учится взаимодействовать и со сверстниками, и со взрослыми, а не только с родителями и бабушками/дедушками. Но самое главное, что в обоих случаях он это делает, невзирая на симпатию/антипатию. Учась же экстерном, ребёнок общается только с теми, кто ему нравится, а навыки социального взаимодействия с неудобными людьми у него не вырабатываются, что чревато проблемами во взрослой жизни.

Совершенно верно. У школы "социализация" - одна из основных задач. Разница между социализированным и несоциализированным ребенком просто огромна. В детсадовском возрасте вполне нормальный ребенок, но не ходивший в детский сад, выглядит дауном по сравнению со сверстниками из детсада. Конечно, перевод на экстернат в старших классах школы такого эффекта не дает, т.к. основной навык социального поведения уже получен, но в дальнейшем человек будет больше тяготеть к одиночеству, затворничеству.

 

К сожалению я опять выпадаю из онлайна на пару недель. Но если будут вопросы, постараюсь ответить по возвращении. Всем удачи.


  • 6

Festina lente