Перейти к содержимому


OFFLINE   _Sasha_

_Sasha_

    Интересующийся

  • Пользователь
  • PipPip
  • 156 сообщений
  • Регистрация 21-Июнь 13
  • ГородПетропавловск-Камчатский
  • Страна: Country Flag

Отправлено 14 Август 2013 - 14:49

Нетленка

Давно терзают вопросы:
1) если советская школа считалась одной из лучших в мире, зачем надо было все ломать?
2) какие плюсы/минусы были у советской школы и нынешней?


1)
Для начала - нужно определится кем, когда и по каким критериям считалась лучшей. Ибо правильный вопрос это половина ответа. Потому как советская школа в 30-е, 50-е и 70-е годы - это совершенно разные школы.
Вообще если брать за основу сравнения качество и объем усвоенных знаний - то примерно с 50-х до середины 90-х мы безусловно были впереди всей планеты. Тоже самое касается и доступности образования.
Если брать расходы государства на образование и науку - то уже с 60-х годов мы начали существенно отставать от штатов как в абсолютном, так и в относительном ( доля ВВП) выражении. В том числе это аукнулось сравнительно низкими зарплатами педагогов и преподавателей и низким престижем профессии и профильных педВУЗов.
Окончательным переломом было введение Брежневым всеобщего обязательного среднего образования.
С конца 70-х началась деградация системы школьного образования и как результат системы высшего образования.
Определяющими факторами стали:
Невысокая зарплата педагогов, низкий престиж профессии и как результат - снижение среднего уровня педсостава.
Внедрение в школах систем оценки деятельности по результатам успеваемости, что в свою очередь привело к постепенной ликвидации механизмов второгодничества, справок об окончании вместо аттестатов и годовых двоек. Двойка ученика стала безусловной виной учителя и начал снижаться объем преподаваемых знаний - так как учитель в такой ситуации вынужден ориентироваться на усвоение материала самыми слабыми учениками.

Однако эти проблемы в силу высокой инертности системы образования участниками процесса практически не замечались и видны только при анализе различных статистических показателей за период превышающий 10-20 лет.
Поэтому многие продолжают считать позднее советское образование лучшим, несмотря на его ощутимую деградацию.

После развала СССР - никто систему образования целенаправленно не ломал - однако на вяло текущую деградацию наложилось сразу несколько внешних факторов, каждый из которых и сам по себе был серьезным вызовом системе, а все вместе они очень быстро довели систему до практически полного краха.
К этим факторам следует отнести:
- ликвидацию КПСС, которая автоматически повлекла за собой ликвидацию октябрятской, пионерской и комсомольских организаций.
- финансовый коллапс государства - который довел и так немного зарабатывающих учителей до фактически нищеты - и повлек за собой многочисленные забастовки и существенный отток учителей и преподавателей из школ и ВУЗов.
- радикальная ломка моральных и жизненный ориентиров и ценностей, связанная с отказом от социализма и построения коммунизма и переходу на капиталистический строй, что привело к отказу от советской парадигмы "воспитание всесторонне развитой личности" и переходу на нечто невнятное, которое можно с натяжкой охарактеризовать как "главное не учеба, а денег заработать". На фоне "бригады" и рекламы про школьников, зарабатывающих мытьем окон на перекрестке, это привело к тотальному падению мотивации самих учеников, и как следствие падению мотивации учителей - зачем напрягаться, если никому это не надо.
- ну и добивающим фактором стал резкий прогресс информационных технологий,в погоне за которым, сама по себе инертная система образования, да еще ослабленная другими факторами, тупо надорвалась.

В итоге начало нового века Россия встретила с полностью недееспособной системой образования.

2) к плюсам советского образования можно отнести
- наличие системы ценностей и ориентиров, выраженная в основной парадигме советской педагогики - " Воспитание всесторонне и гармонично развитой личности".
- наличие всесоюзных детских и юношеских организаций, стимулирующих в том числе и мотивацию к учебе, а также игравших существенную роль в воспитании школьников.
- наличие многоуровневой системы горизонтальных и вертикальных межпредметных связей, подкрепленных соответствующими предметными методиками в ВУЗах.
- наличие высококачественной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов.
- многоступенчатая и дифференцированный система отбора и отсева слабых и неспособных учеников на всех этапах обучения вплоть до ВУЗов включительно.
Как следствие совокупности данных факторов, объем, ширина и глубина, усваиваемых советским школьником, знаний были недостижимым идеалом в альтернативных системы образования.
2) в период расцвета, явно выраженных минусов советская система образования не имела.
Однако, как уже отмечалось мною выше, в 60-70е годы проявился ряд факторов, которые можно отнести к минусам позднесоветской системы образования.
- недостаток финансирования, низкий престиж профессии.
- введение системы оценивания деятельности школ и учителей, начавшаяся процентомания, завышение оценок, снижение объема преподавания в расчете на слабейших учеников.
- введение всеобщего обязательного среднего образования - снижение отбора, снижение отсева, снижение среднего уровня качества, засчет увеличения количества.
- чрезмерная политизированность детских (октябрятской и пионерской) и юношеской (комсомольской) организаций.

Этапы деградации можно отмечать по следующим вехам:
- Отказ от обязательных экзаменов по всем предметам
- Увеличение срока обучения
- Отказ от справок об окончании школы
- Введение выборности предметов в средней школе (уже нынешнее время)
  • 11

Рожденный ползать - не мешайся на взлетной полосе.