Перейти к содержимому


OFFLINE   Янус Полуэктович

Янус Полуэктович

    Завсегдатай

  • Пользователь
  • PipPipPipPipPip
  • 7 369 сообщений
  • Регистрация 19-Июнь 13
  • ГородМосква
  • Страна: Country Flag

Отправлено 22 Июнь 2013 - 17:06

Нетленка
Итак, продолжаем.

Я уже в нескольких постах в ветке "Выбор России" упоминал о созданной К.-Г.Юнгом в начале 1920-х годов типологической системе. Теперь возникла необходимость вкратце о ней рассказать, потому что она тоже играет немалую роль в определении путей формирования особенностей нашей Родины и результата этого формирования в виду особенностей культуры, построения власти и много другого, что как раз и отличает нашу страну от всех остальных.
Свою типологию и наблюдения, которые привели к ее созданию, Юнг изложил в фундаментальной работе "Психологические типы" и не единожды обращался к этой типологии в целом ряде других работ. "Психологические типы" http://lib.ru/PSIHO/JUNG/psytypes.txt
Не думаю, что найдется много желающих читать этот серьезный труд. Поэтому попробую изложить юнговские типологические идеи своими словами и буквально "на пальцах".

Обычно подавляющее большинство людей соглашается с высказыванием, что все люди разные. На словах - соглашается. cheesy.gif
Когда же доходит до дела, то подавляющее большинство людей действует примерно по такому алгоритму: "я же такой (или такая), со мной такой-то подход действует, а вот этот другой меня бесит, значит, если я хочу наладить отношения со своей женой (мужем), братом, другом, коллегой, начальником, ребенком и т.д. то я должен действовать по первому варианту и не должен по второму, а если я хочу вывести партнера из себя, то как раз наоборот". Именно из этой логики исходит совет не делать другому того, что ты не хочешь, чтобы делали тебе, и, наоборот делать другому то, чего ты хотел бы для себя.
Колоссальное заблуждение. Если на деле признать, что люди разные, то именно то, что для меня подарок судьбы, для другого может оказаться стрессогенным фактором, и вместо ожидаемой благодарности я получу в ответ в лучшем случае хамство, агрессию, а то и что-нибудь похуже. Уверен, что с такими ситуациями не раз сталкивался каждый из тех, кто будет читать этот пост.
Поэтому следует всерьез задаться вопросом: если мы действительно разные, то в чем именно? И вот здесь (повторяю, я излагаю это в максимально упрощенном виде) ответ дает Юнг.

У нас, людей с западным складом мышления (не люблю слово "менталитет" ) по меньшей мере со времен Просвещения сложилось и вполне окрепло мнение, что наш чуть ли не единственный канал связи с внешним миром - это наш разум, наше логическое мышление, то есть логика. И мы склонны при этом забывать, что у нас есть по крайней мере еще 3 не менее важных канала взаимодействия с миром. Какие же это каналы? 
Во-первых, это наша эмоциональная сфера, наши чувства и эмоции. Думаю, не надо объяснять, насколько этот канал важен. Более того, эмоции и мышление во многом противоположны, они взаимно погашают друг друга. Если у меня бурлят эмоции, думать я попросту не способен, сначала мне надо успокоиться. И наоборот, если мне надо успокоиться, погасить эмоции, то мне придется "взять себя в руки" и заставить себя остановиться в их проявлении и подумать.
Каждый из нас встречал людей с сильной логикой, но часто такие люди не умеют противостоять эмоциональному напору, плачу, высмеиванию и т.д. И наоборот, каждый знает людей, которые в мире эмоций чувствуют себя как рыба в воде, но обычно у таких людей слабовато с логикой.
Следующий канал - это наше сенсорно-чувственное восприятие, то есть умение слышать сигналы своих органов чувств и принимать на их основе те или иные решения. По этой функции разница между людьми тоже очень заметна. Есть люди, которые умеют удобно, уютно устроить свое тело почти в любых условиях, у которых не возникает особых проблем с приготовлением еды, спортом, умением вылечить несложные травмы или заболевания и т.д., а есть такие, которые теряются при малейшей царапине и часто сложнее яичницы и пельменей из магазина ничего приготовить не способны. Есть люди, которые мгновенно чувствуют вкус блюда, которым их угощают, и даже примерно знают, что бы туда стоило добавить, чтобы было еще вкуснее, а есть такие, кто глотает все подряд, почти не различая вкуса. У кого-то руки растут из нужного места, а кто-то только теоретически знает, как и что следует сделать, а если ему приходится взять в руки инструменты, у него иной раз все сыплется из рук. Ну и т.д.
Ну и последний канал, ни на какой другой не похожий - интуиция. Она, как и все предыдущие "инструменты", есть у каждого, но и ее Бог распределил между людьми в неравной степени: кому-то досталось много, а у кого-то интуиция слабенькая. Причем интуиция и сенсорно-чувственное восприятие тоже никак друг с другом на одном малом отрезке времени не совмещаются: невозможно в один и тот же момент наслаждаться телесными ощущениями и мечтать о чем-то небывалом, неизведанном, не получается одновременно следить, чтобы не споткнуться о корень на лесной тропинке и пытаться заглянуть за горизонт... Либо одно, либо другое.
Все эти каналы, повторяю, есть у каждого человека, но уже в момент рождения один из них намного сильнее остальных трех. В результате получаем 4 группы людей, которые сильно по-разному видят действительность, поскольку опираются в первую очередь на свою самую сильную функцию. Это естественно, потому что опора на сильную функцию дает гораздо меньше ошибок, чем на любую другую, и уже в самом раннем возрасте человек это обнаруживает, и, естественно, все больше и больше ее использует,.тем самым ее еще и тренируя. При принятии любого решения (а мы их принимаем на каждом шагу, даже не осознавая этого) мы тоже опираемся чаще всего на свою сильную функцию (она же наиболее осознаваемая и наиболее дифференцированная).
То есть мы получили 4 группы людей, кардинально отличающихся друг от друга.
Продолжу в следующем посте.
 
  • 1
Я — это Я, а Ты — это Ты.
Я занят своим делом, а Ты — своим.
Я в этом миpе не для того,
чтобы соответствовать твоим ожиданиям,
а ты — не для того, чтобы соответствовать моим.
Если мы встpетились и поладили — это пpекpасно.
Если нет — этомy нечем помочь.

                                                           (Ф.Перлз)

----------------------------------------------------------------------

И когда наши девушки сменят шинели на платьица

Не забыть бы тогда, не простить бы и не потерять
                                                              (В.Высоцкий)